Съемки
Съемки одного эпизода проводятся в течение шести дней (во время работы над первыми четырьмя сезонами серия снималась семь дней, но в связи с переходом к TNT пришлось сократить этот срок), а на всю работу над эпизодом - около 60 дней. В таких жестких условиях сотрудники не могут позволить себе потратить зря ни одной минуты, а уж тем более переделывать уже законченный фрагмент.
Джонсен: Переделывать всегда намного дороже, чем просто сделать. Если мы вынуждены сделать что-то заново, это сильно расстраивает нас. Если вы можете потратить достаточное время на разработку визуальной компоненты данной сцены, то лучше потратить это время, нежели потом переделывать заново. Сделать что-то и потом увидеть, что твою работу отклонили... это никому не нравится.
Поэтому каждой съемке предшествует тщательная подготовка. Когда сценарий закончен, его копии раздаются всем отделам Babylonian Productions, которые начинают анализировать его с точки зрения декораций, реквизита, занятости актеров и массовки, спецэффектов, музыки, звуковых эффектов и т.д. В отделах проводятся совещания, чтобы выяснить, имеется ли в их распоряжении то, что необходимо для съемок, утрясаются все проблемы. Стражинский лично беседует с представителями каждого отдела, чтобы убедиться, что сценарий понят верно, и вносит изменения, вызванные конкретной ситуацией. В это же время прорабатываются все новые предложения с точки зрения грима, костюмов, визуальных эффектов, кораблей и т.д.
В среднем в сценарии 42 страницы, поэтому далее нужно распределить эти страницы на 6 съемочных дней.
JMS: Число мизансцен, снимаемых в один день, зависит от длительности сцены - можно снять 4 по-настоящему длинные сцены или 8 действительно коротких. Количество репетиций определяется сложностью сцены, ее насыщенностью драками и т.д. Чем больше действия в сцене, тем больше требуется репетиций, чтобы гарантировать, что никто не пострадает. Отдел сценария определяет порядок съемки различных сцен, время, необходимое для съемки, делает заказы по декорациям и реквизиту (к примеру, все сцены в командной рубке будут сниматься в один день, а сцены в "Зокало" - тоже друг за другом).
Когда все улажено, Стражинский начинает работу непосредственно с режиссером.
JMS: Я проверяю, что мы оба правильно понимаем смысл каждой сцены, ее контекст и подтекст.
После этого происходит встреча всех отделов, где в последний раз обсуждается расписание съемок и все, что нужно для них. И тогда начинаются непосредственно сами съемки.
Здание, в котором находятся съемочные павильоны "Вавилона 5" и производственные отделы, снаружи выглядит весьма непритязательно. Прежде это здание служило в качестве склада, где хранились насосы, так что снаружи о съемках культового научно-фантастического сериала напоминает лишь знак SENTIENT XING, отмечающий въезд на парковку.. Здание по соседству, в котором ранее выпускались прохладительные напитки, так же принадлежит Babylonian Productions, и в нем находится цех по изготовлению декораций. Главная проблема заключается в том, что оба здания совершенно неприспособленны для съемок. Потолки слишком низкими, нет места для подвесных лесов, на которых устанавливается осветительная аппаратура, так что вместо этого техникам приходится использовать обычные лестницы. Деревянные полы периодически начинают скрипеть, причем в самый неподходящий момент, поэтому в перерывах между съемками ремонтная бригада тщательно проверяет все доски. Но съемочная группа "Вавилона 5" уже давно научилась преодолевать все трудности.
Как уже говорилось, съемки одного эпизода продолжаются шесть (раньше семь) дней. График очень напряженный, поэтому на репетиции отводится немного времени. Предполагается, что к началу съемок все актеры прекрасно знают текст сценария. Если у актера возникает проблема с той или иной фразой, он все равно не имеет права ничего менять в тексте без личного разрешения Стражинского, поскольку фраза может оказаться очень важной с точки зрения развития сюжета. Ведь необходимо учитывать, что актеры играют свои роли, не зная того, что ожидает их героев впереди. Стражинский только раз нарушил это строжайшее правило, и то это случилось под влиянием внешних обстоятельств: он был вынужден снять "Сон в сиянии" на год раньше, поскольку не был уверен, что пятый сезон "Вавилона 5" все-таки состоится.
Однако, несмотря на строгость в отношении текста, Стражинский не возражает против удачных актерских импровизаций. Например, в эпизоде "Парламент мечты" Андреас Кацулас, исполняющий роль Г'Кара, позволил себе пошутить, сказав раку, пытавшемуся выбраться из тарелки, "Стой смирно". Получилось очень забавно, и фраза осталась в эпизоде. Импровизацией являются и слова Себастьяна "что вечность?" из "Инквизитора":
С е б а с т ь я н: Как насчет твоей семьи, твоего Бога, что истина, что кровь, что будущее, что вера, что потомки, что ад, что смерть, что вечность...
По словам JMS, Уэйн Александер добавил концовку от себя, пребывая в уверенности, что его слова не будут услышаны. Стражинский был настолько восхищен игрой Уэйна, что снял его еще в нескольких очень интересных ролях: Лориена и дрази из эпизода "Разрывы в реальном времени".
Особые отношения сложились у Стражинского с еще одним актером - Вальтером Кенигом, исполнителем роли Бестера. Он добавил очень много штрихов к этому образу, и, возможно, именно благодаря ему Бестер вырос в столь интересную и значительную личность. К примеру, в эпизоде "Гонки во мраке" в финале не предполагалось, что Бестер обернется и посмотрит на Талию. Но Кениг настоял на этом, и эффект оказался необычайно сильным. Кенигу принадлежит и еще одна идея: по его предложению Бестер при сканировании не использует левую руку.
Билл Мамми, исполнивший роль Ленньера, тоже внес лепту в создание образа своего персонажа:
Мамми: Именно я предложил, чтобы Ленньер полюбил Деленн. Я пришел к Джо в самом начале второго сезона, и мы обсудили это. Он раздумывал пару дней, а затем сказал мне, что я должен играть с учетом этой любви. Однако мы не показывали это публике в течение полутора сезонов! Так что... мы очень осторожно отнеслись к этому. Я так же придумал поклон и приветственный жест членов минбарской Касты Жрецов.
Знаменитый центаврианский акцент Лондо был придуман Питером Юрасиком, который использовал различные элементы чешского и венгерского языков и трансильванского диалекта. Минбарский язык, образцы которого периодически встречаются в сериале, был разработан Стражинским, однако есть сцены, которые, как говорит Мира Фурлан, исполнительница роли Деленн, являются результатом актероской импровизации.
Фурлан: Мы "играли" с произношением, интонацией и подобными им вещами - это было безумно забавно. Билл Мамми и я даже позволяли себе импровизировать диалоги... Иногда мы не могли закончить начатую фразу, потому что было слишком смешно.
Бывают и очень забавные случаи. Во время съемок эпизода "Глаза" Билл Мамми (Ленньер помогает Гарибальди собирать мотоцикл), должен был пропеть что-то вроде молитвы.
JMS: В сценарии не было ничего конкретного: предполагалось, что песня будет очень тихой. Пришел Билл и спросил нас с Ларри, есть ли у нас что-нибудь конкретное. Мы сказали, что нет, так что бы он не придумал, все будет отлично... и он пропел название своего альбома. Позднее... значительно позднее, когда я обнаружил это, мы обсудили этот случай.
А вот как описывает случившееся сам Билл Мамми:
Мамми: В первом сезоне была сцена, где Ленньер должен был петь во время медитации, но, поскольку в сценарии не было написано ничего конкретного, я решил использовать слово "забагаби" в качестве мантры. "Забагаби" - это название хитовой видео-кассеты и видео-диска Barnes and Barnes, а Barnes and Barnes - записывающая студия, совладельцем которой я являюсь. Я подумал, что слово звучит вполне "инопланетно" и будет отличной шуткой для поклонников Barnes and Barnes. Однако Стражинскому это не слишком понравилось. Я был поражен тем, что ему известно о "Забагаби", - ведь это культовая вещь довольно узкого круга людей, а вовсе не бестселлер. Но Джо знает обо всем. Он не "наказал" меня. А может, и наказал. Возможно, он все еще наказывает!
Случаются и более неприятные для Стражинского вещи - как, например, при съемках эпизода "Далекая звезда" (там произошла авария на корабле-исследователе "Кортесе"):
JMS: Когда мы обсуждали аварию в гиперпространстве на наших производственных совещаниях, Джим Джонстон, наш режиссер, спросил, не мог бы он устроить небольшой пожар. Я сказал, что возражаю против огромных языков пламени, но искорки, немного дыма... И догадайтесь, что он натворил в тот день, когда я был на студии, наблюдая за микшированием...
Видимо, в том числе и для того, чтобы оградить себя от подобных сюрпризов, Стражинский решил сам снять финальный эпизод сериала "Сон в сиянии"
JMS: Это был вызов. Я хотел сделать это. Чтобы научиться лучше писать - думаю, это помогло мне при создании сценариев пятого сезона. Я очень доволен этим... хотя съемки оказались очень трудными потому, что сценарий был чрезвычайно эмоциональным. Там есть видеоряд из трех трагических сцен, и мне кажется, что при соединении они производят очень сильное впечатление. Это хороший конец сериала. Он опустошает вас эмоционально. Джон Флинн сказал, что у него мурашки по коже бегали, когда шли съемки.
Описывая финальный эпизод сериала, Иаковелли употребляет очень трогательные слова. Съемки были чрезвычайно эмоциональными. Прочтя сценарий, Иаковелли подумал, что этот эпизод придает всему сюжету особый смысл и является настоящим финалом всей истории. После первого прочтения он ощутил облегчение, и затем понял, что это прекрасная концовка. В некотором роде она изумительно реализует многие идеи, что высказывались в сериале.
Иаковелли: Но съемки подействовали на меня еще сильнее. Финал очень нравится мне, мне кажется, что он очень изящный и лаконичный, но к тому же это еще и интересный способ завершить сериал и оставить множество дверей открытыми.
Во время съемок этого эпизода настроение большинства членов съемочной группы было хорошим. Никто не считал концовку глупой или списанной у других. Единственное, что всегда доказывал Стражинский своим помощникам, - это то, что он еще лучший писатель, чем о нем думают.
Не устояли перед искушением снять несколько эпизодов продюсер Джон Коупленд ("Эндшпиль", "На изломе" и "Объекты в покое"), оператор Джон Флинн (среди лучших - "Долгая битва в сумерках", "Игра света и тени"), исполнитель роли Вира Стивен Ферст ("Видимость истины", "Корпус - мать, Корпус - отец"), консультант по визуальным спецэффектам Тони Доу ("Искупление", "Переходные моменты", "Восходящая звезда", "Тайны души")...
Однако, несомненно, в "Вавилоне 5" есть действительно гениально снятые эпизоды, которые получили всеобщее признание. Одними из лучших режиссеров сериала являются Майк Вейяр ("Инквизитор", "Вести с Земли", "Война без конца", "Не отступать, не сдаваться", "Лицо врага", "В начале"), Джанет Грик ("И небо, полное звезд", "Пророчества и предсказания", "Кризалис", "Пришествие Теней", "Сошествие мрака", "Тьма надвигается"), Дэвид Игл ("В тени За'ха'дума", "Несбывшиеся надежды", "Падение к апофеозу", "Конфликты интересов", "Очень долгая ночь Лондо Моллари", "Как феникс из пепла").
|
|||||||||
Последнее обновление: 22 июня 1999 года | © 1998-1999, Beyond Babylon 5 |