Съемки "Вавилона 5"
Это особый сериал, в котором собрано множество аналогий на
события последних ста лет. ...Пожилые люди ценят то, что мы вновь говорим о наших
чувствах, о различных политических мнениях, в то время как для молодых наш
сериал является в некотором роде предупреждением и напоминанием о двух мировых
войнах. Так что он говорит о нашем прошлом с помощью визионерской модели
будущего для того, чтобы заставить нас задуматься о нашем реальном будущем.
Кpистофеp Фpанке, композитоp "Вавилона 5"
"Вавилон 5" - это совершенно уникальное явление на современном телевидении. Майкл Стражинский задумывал "Вавилон 5" как грандиозную эпопею, в которой будет все - это рассказ о событиях, приведших к страшной войне, о самой войне и ее последствиях. Для него война с Тенями - это не война с какой-то отдельной расой, а война с тенями в нас, в наших собственных душах. Как говорит один из его персонажей, страшнее всего "мрак души, утратившей свой путь в мире". Герои сериала проходят через "огонь, воду и медные трубы", каждому приходится сделать свой выбор, который может оказаться самым главным в их жизни. С ними что-то происходит, меняются их взгляды, привычки, вкусы. Мы видим перерождение Г'Кара, возмужание Шеридана, ощущаем трагизм судьбы Синклера - все это придает сериалу необыкновенную глубину и реалистичность (как ни странно, именно это слово очень хорошо подходит к "футуристическому" сериалу).
Однако все это видим мы, зрители. А что происходит на съемочных площадках "Вавилона 5"? Что думают о сериале те люди, которые создают его? Что отличает "Вавилон 5" от других сериалов с точки зрения самого производства?
Съемочная группа "Вавилона 5" похожа на одну большую дружную семью - это отмечают практически все. Персонал с огромным уважением относится к продюсерам, а ведь в других группах всегда есть разговоры насчет плохого обращения. Оплата не выше, чем в других сериалах, но люди работают здесь по иным причинам. Главная причина в том, что продюсеры достойны того, чтобы работать с ними.
Коупленд: Мне кажется, что для завоевания успеха пример должно подавать само руководство. Думаю, Джо, Дуг и я пытаемся руководить людьми на основании личного примера. Если вы относитесь к каждому сотруднику с огромным уважением и доверием, поощряете их вклад в процесс создания сериала, то вы будете вознаграждены за это. Мы все делали вместе, общими усилиями, с уважением друг к другу...
Многие считают создание фильма не производственным процессом, а достаточно дилетантским делом: к примеру, есть Стивен Спилберг и этого достаточно. Для рождения идеи - да, конечно, но должны существовать люди, которые будут претворять ее в жизнь и сделают то, что увидит зритель, - так вот, один человек не в состоянии поспевать повсюду и присматривать за всеми мелочами. Каждый сотрудник и его личный вклад очень важны - ведь ошибка одного человека может уничтожить труд всех остальных. Одна из причин, по которой общинный подход срабатывает в работе над "Вавилоном 5", заключается в том, что мы сами тщательно подбираем наших сотрудников. Мы долго разыскиваем людей, с которыми нам хотелось бы работать над этим проектом, пытаемся найти необходимую комбинацию увлеченности, разумности и интересной личности. Думаю, нам это удалось. Люди здесь работают вместе, им нравятся их коллеги, между ними нет трений, которые порождают раздражение и неуважение по отношению друг к другу.
А вот что говорят их подчиненные:
Иаковелли: Это сериал, который хотят видеть и который хотят делать. У всех в съемочной группе преобладает потрясающее настроение "это возможно сделать", которое впоследствии заставляет нас считать себя безумцами потому, что мы даже попытались выполнить поставленную задачу.
Флинн: Мы очень сплоченная команда, где каждый наслаждается обществом коллег. Когда в пятницу мы заканчиваем съемки, никто не уходит сразу. Мы просто сидим и обсуждаем то, что сделали. Мы - настоящая семья, которую создали наши продюсеры Джон Коупленд, Джо Стражинский и Дуг Неттер.
Мамми: Сами съемки и дружеские теплые отношения в съемочной группе производят просто великолепное впечатление. "Вавилон 5" - блестяще написанный сериал.
Постоянное общение со Стражинским и его всегдашняя готовность помочь были нормой с самого начала. JMS дал отделам широкие полномочия и не ставил под сомнение каждое решение. Более того, при возникновении любых проблем он всегда первым приходил на помощь.
Иаковелли: Джо настолько сфокусирован и сосредоточен, что почти всегда знает ответ. Если же он не знает ответа, он добудет его для вас. Даже в первом сезоне, когда он был совсем не в курсе всех дел, мы знали, что если задать ему вопрос (либо записать его, либо позвонить ему домой и оставить сообщение), он даст нам письменный ответ в течение 24 часов. Этому трудно поверить. Кроме того, бывали времена, когда мы говорили: "Мы хотели бы сделать такие декорации и могли бы уложиться в бюджет, но они не подходят к данному стилю съемок". Так что мы шли к Джо и спрашивали его, можно ли снять эти декорации где-нибудь еще. Порой он принимал наши изменения, а иногда настаивал на первоначальных декорациях. Очень важно иметь руководителем человека, который настолько дружелюбен к вам и который прекрасно понимает, чего стоит сделать все это.
В Babylonian Productions царит настолько дружеская атмосфера, что многие могут зайти к Стражинскому чуть ли не по любому делу. Очень ярким является пример с названием "Зокало":
Иаковелли: Я прочел первый сценарий, где предполагалась некая Галерея. И я подумал: "Это ужасное название для места на космической станции, она заставляет меня вспомнить о Sherman Oaks Galleria или о мал (игра pall-mall)". Я не жаловался, я лишь сказал: "Послушай, Джо, нам нужно подобрать другое название. Можно нам что-нибудь предложить?" Он с готовностью согласился выслушать наши предложения, и мы дали ему несколько вариантов, среди которых было и Зокало (я привез это слово из Мехико после того, как прожил там целый год) - именно оно больше всего понравилось Джо. Конечно же, я не претендую на авторство, - ведь это сериал Джо. Но здорово, что он всегда готов ознакомиться предложениями других и прислушаться к чужому мнению.
Джонсен: Необыкновенно приятно иметь возможность подойти к писателю с идеей и сказать: "Мы тут обнаружили, что мы можем сделать вот такое..." Мы показываем Джо изящный и нестандартный спецэффект, не имея при этом ни малейшего представления о том, как он может использоваться, и этот эффект появляется в сериале, если он подходит. На телевидении такого нет, там все происходит по принципу: "Не показывайте мне то, что вы можете, просто сделайте то, что я написал". Необыкновенно приятно являться частью творческого процесса. И когда мы приходим с новыми предложениями, то часто слышим: "Эй, я всегда хотел использовать этот материал!" И он появляется в сценарии, который только улучшается...
Некоторые актеры давали художественному отделу советы, и в большинстве случаев они помогали придать сцене особое очарование. Так что в Babylonian Productions действительно господствует политика открытых дверей. Но при этом никто не желает узурпировать власть Стражинского, и никто не претендует на право окончательного решения. Если предложение отвергается даже без объяснения причин, каждый принимает это как должное - настолько велика среди сотрудников вера в Великого Cоздателя.
По мнению многих, успех сериала определяют персонажи, созданные Стражинским: они настолько яркие, многогранные, разноплановые... История превратилась в увлекательнейший роман. Когда Коупленда с тревогой спрашивали о пятом сезоне, он отвечал так:
Коупленд: У нас теперь есть концовка последней главы, так что мы можем добавить Вторую книгу или еще несколько глав.
Это очень удачное сравнение, поскольку роман лучше передает сам дух повествования, нежели сериал, составленный из кратких историй.
Иаковелли: Мы с вдохновением создаем интересный сериал. Я никогда не работал над сериалом, где люди с таким волнением встречали новый сценарий. Чтобы прочесть его, каждый бросает все свои дела... иногда они просто утаскивают сценарий с моего стола. Они действительно хотят узнать, что произойдет потом.
Еще одна отличительная особенность "Вавилона 5" - использование новейших технологий. Несмотря на значительную экономию средств, решение создавать спецэффекты с помощью компьютерной графики было очень рискованным.
Коупленд: Существует много путей к достижению цели, и ни один из них не является правильным. Так что не бойтесь свернуть со своей дороги и попытаться применить новый подход. Самое главное вот что: не бойтесь нарушать правила, не опасайтесь использовать что-то новое. Мы знали, с какими экономическими проблемами нам придется встретиться в работе над сериалом, и потому мы были вынуждены найти новое решение, создать новую парадигму. Это включало в себя и использование персональных компьютеров для создания всех визуальных эффектов. Мы не собирались работать по-старому, используя модели и обычные съемки. Мы сказали: "Нет, мы намерены сделать это иначе". Многие даже не пытались сделать это просто из-за собственного незнания, неопытности. Не стоит бояться неизведанного. Вы так же легко можете потерпеть неудачу, используя традиционные методы, как и применяя нечто новое. Вы можете потерпеть неудачу, но если вы не будете пытаться, вы так и не узнаете, могли ли вы преуспеть.
Главным для сериала является сюжет, ему подчинено все остальное - дизайн, спецэффекты, декорации.
Коупленд: Работа над сериалом - это в некотором роде предприятие. В определенных аспектах она напоминает марафон. Это не спринт - пробежал и все. Вы начинаете сериал и вынуждены поддерживать довольно длительный промежуток времени. Мы не смотрим на сериал как на совокупность отдельных эпизодов. Мы пытаемся анализировать работу за весь сезон. Поскольку Джо заранее сообщил мне о самых главных моментах сезона - где будет кульминация, а где нет, я придумал, как лучше распределить спецэффекты на все 22 эпизода. Зная, каковы будут кульминационные моменты сезона, мы прикинули, что на работу над сезоном у нас уйдет 41 неделя. Мы и анализировали ее по неделям, а вовсе не по числу кадров. Еще раз повторю, что речь идет о совершенно иной производственной парадигме по сравнению с теми, которые используют другие.
Расположить все отделы в одном и том же помещении рядом с павильоном для съемок - тоже весьма необычное решение для телевидения, зато это помогает сэкономить время и деньги.
Персонал Babylonian Productions весьма невелик - по сравнению с другими научно-фантастическими сериалами он кажется просто крошечным. Зато многие, побывавшие в съемочном павильоне сериала, сходятся на том, что группа напоминает хорошо отлаженный механизм.
Коупленд: Мы ведь очень давно работаем вместе. Три четверти наших сотрудников, которые начинали работать над первым сезоном, по-прежнему с нами. Мы на самом деле прогрессируем.
Франке: Они все время прогрессируют. Они совершили такой рывок за столь короткое время, что я обнаружил, что и сам превратился в настоящего поклонника сериала. Это произошло примерно в середине второго сезона. Теперь я прочитываю все сценарии, как только мне удается достать их, причем не без усилий. У меня сложились свои собственные представления о том, насколько глубок сценарий, как он развивается, как много там заложено символизма. Я восхищаюсь съемочной группой и персоналом Babylonian Productions, тем, как они ухитряются создавать столь потрясающий сериал, несмотря на многочисленные проблемы.
Методика работы над "Вавилоном 5" принципиально отличается от традиционного телевизионного подхода, но постепенно идеи продюсеров сериала проникают и в другие группы:
Джонсен: К нам еженедельно звонят представители крупнейших студий на уровне вице-президентов и спрашивают, можем ли мы наладить производство спецэффектов для их сериалов, или интересуются, как мы работаем. Каждый доллар, оказавшийся в нашем распоряжении, идет в дело и помогает нам рассказывать историю и дальше. Думаю, это стало самой интересной переменой в подходе к работе на телевидении. Есть огромное число людей, которые смотрят на нашу модель и пытаются вообразить, как же организовать работу так, как это делаем мы. Не важно, любите ли вы наш сериал или нет, мы делаем гигантские объемы работ за совсем небольшие - по телевизионным меркам - деньги (стоимость одного эпизода - примерно 900 тыс. долларов, сумма возрастает примерно на 3% в год).
Далеко не все, кто работает над "Вавилоном 5", были здесь с самого пилота и далеко не все остались с тех времен. Те, кто ушли, восприняли наш опыт и рассказали о нем остальным. Очень, очень медленно эти семена начинают прорастать повсюду. Учитывая, что Foundation Imaging работает теперь и над другими сериалами, ее опыт, полученный во время съемок "Вавилона 5", начинает воздействовать и на другие проекты. Методология выходит наружу, ведь это не вопрос собственности - это эволюционный процесс. Как только наши находки становятся общеизвестными, их начинают применять другие. Надеюсь, что методы Babylonian Productions, как и ее философия окажут серьезное воздействие на организацию работы на телевидении. Думаю, все наши открытия и находки будут признаны телевидением будущего.
А вот что говоpят о сеpиале телекpитики:
"Вавилон 5" с поразительным реализмом и эффектнейшими подробностями описывает мириады инопланетных культур и их борьбу за взаимное понимание и сотрудничество. Проводя параллели между многочисленными нюансами современных человеческих взаимоотношений, "Вавилон 5" предлагает футуристический, но при этом ошеломляюще современный взгляд на политическое и социальное переплетение и слияние различных культур на космическом уровне. Это детективная мистерия с поразительно закрученной интригой, разыгрывающейся на фоне межпланетарных заговоров и личных коварных планов. "Вавилон 5" создает изумительные картины жизни в далеких уголках времени и пространства, которые оживают благодаря прекрасным костюмам, тщательно продуманному гриму, современнейшей компьютерной графики и потрясающим воображение спецэффектам. "Вавилон 5" - это уникальный шедевр, объединяющий в себе как научную фантастику, так и психологическую драму.Дениз Лангфорд, "The Huntsville Times"
Забудьте о "Star Trek". Самая лучшая "космическая опера" на телевидении - это сериал, о котором вы, возможно, еще не слышали: "Вавилон 5", полный энергии и динамики сериал, в котором серьезность соседствует с почти детской наивностью и умением удивляться... "Вавилон 5" напоминает о саге Айзика Азимова "Основание", различные темы исследуются там с уникальной оригинальностью и поразительным умением раскрывать их в перспективе, не повторяясь и не попадая в ловушку шаблонов и стереотипов.Алекс Стрэчен, "Vancouver Sun"
|
|||||||||
Последнее обновление: 20 ноября 2000 года | © 1998-2000, Beyond Babylon 5 |