Обработка отснятого материала
Монтаж и редактирование | Визуальные спецэффекты | Звук и музыка |
Отснятый за день материал в течение ночи (для экономии времени) переводится в цифровую видеозапись (этим занимается персонал Netter Digital Entertainment), а затем его монтируют в так называемые "ежедневки".
JMS: Режиссер забирает сценарий и снимает то, что написано. На следующий день монтажеры составляют "ежедневки", которые соединяются в черновой вариант эпизода. Если он оказывается излишне долгим, мы имеем возможность сократить сцены во время съемок или же, наоборот, растянуть их.
Когда съемки заканчиваются, приходит время редактирования. В здании Babylonian Productions всего три монтажных, поэтому неудивительно, что они никогда не пустуют. Обычно там идет работа сразу над тремя эпизодами (например, в одной собираются "ежедневки" для "Сна в сиянии", в другой - завершается режиссерский монтаж "Эндшпиля", а в третьей режиссер только начал просматривать подготовленный черновой вариант "Восходящей звезды").
JMS: И вот монтажер отдает режиссеру сырой черновой вариант эпизода. Тогда начинается режиссерский монтаж, на который уходит примерно 3-4 дня. Затем приходит время продюсерского монтажа и в монтажную заходим мы - я и Джон Коупленд. Порой нам приходится заново монтировать каждый кадр, хотя так бывает не всегда - это зависит от многих факторов. Вся эта работа выполняется на компьютерах с помощью системы Avid.
Когда продюсерский монтаж будет закончен, программное обеспечение создаст так называемый список редакторских исправлений. И монтажер перемонтирует заново весь эпизод в соответствии с этими исправлениями, только теперь уже в ином, пригодном для трансляции расширении.
Из описанного выше ясно, насколько велика роль компьютеров в процессе редактирования и монтажа эпизода. По словам Джорджа Джонсена, за несколько лет со времени съемки пилотного фильма значительно изменились технологии монтажа и само оборудование.
Джонсен: За эти несколько лет со времени пилота значительно изменилась сама технология. Оборудование - большая часть ее. Мы начинали на Amiga и использовали линейные системы монтажа. Аудио-редакторы тоже были линейными. Постепенно мы начали использовать новые технологии: мы перешли с Amiga на системы с Alpha и Pentium, наши монтажеры использовали Avid для нелинейного off-line монтажа. Затем появляется нелинейный компонент on-line систем, который используется для финальной отделки готового материала.
Отличительными особенностями линейных систем монтажа является их модульность (т.е. наличие отдельных устройств для каждого этапа работ) и невозможность быстрого доступа к данному фрагменту записи, поскольку в таких системах используются обычные видеомагнитофоны. Нелинейные системы подразумевают предварительную оцифровку исходного материала и его запись на жесткий диск, так что впоследствии они гарантируют мгновенный доступ к любому месту первоначальной записи. Off-line системы обычно позволяют достичь невысокого уровня качества, поэтому используются только для создания монтажного листа, по которому впоследствии собирается запись на системе с on-line качеством (это самый высокий уровень качества, который может быть достигнут на используемой аппаратуре и применяемом формате видеозаписи).
Стоящие в монтажных консоли являются, по словам Джонсена, самой дорогой в мире Mac-периферией - это Power Mac 9500, на котором запущено программное обеспечение Avid's Media Composer. Справа от монтажера находятся видеомонитор, на котором идет смонтированный фрагмент эпизода, а справа - два компьютерных монитора, на одном из которых показан полный текст сценария (снабженный встроенными ссылками, так что редактор в любой момент может ткнуть в нужную фразу и на мониторе тут же появится соответствующая сцена серии).
В основном монтаж осуществляется по такому принципу: общий план, чтобы
показать зрителю всю сцену и всех персонажей, затем постепенное приближение
к героям и переход от общего плана к тройным и двойным кадрам (т.е. кадрам
с тремя или двумя персонажами), затем одиночные кадры или крупный план
для усиления драматического эффекта. Однако при этом не следует забывать
о периодическом возвращении к общему плану. Обычно монтаж - очень кропотливая
работа, отнимающая много времени и сил. Вот как Стражинский описывает монтаж
сцены между Лондо и Г'Каром в эпизоде "Прах
к праху", когда нарн проник в разум Лондо:
JMS: Сцена длится десять-двенадцать секунд. Но у нас с Джоном Коуплендом эти секунды отняли несколько часов. Пройдите все кадр за кадром, и вы увидите, что некоторые куски длятся не более 3-4 кадров (а в одной секунде экранного времени 24 кадра). Мы чуть было не ослепли под конец, но сцена стоила того. Монтаж необходим режиссеру, чтобы выбрать наиболее удачный из отснятых дублей, поскольку лучше всего это можно увидеть в сочетании с другими кадрами. Фрагменты, подобные сценам между Шериданом и Кошем ("Интерлюдии и испытания"), Бестером и Шериданом ("Восходящая звезда"), Деленн и Себастьяном ("Инквизитор"), просматриваются помногу раз. Кроме того, для придания необходимого эффекта во время беседы персонажей можно сделать "заплечные" кадры: камера снимает сцену из-за плеча одного героя, а затем сцена в точности повторяется, только перед камерой уже оказывается другой персонаж. Потом эти кадры монтируются в непрерывный видеоряд, подбирая переходы так, чтобы показать реакцию обоих героев на важнейшие реплики диалога. |
JMS: Актер должен повторить в точности каждое движение... В ином случае (а такое тоже порой) случается, и тогда, переключаясь на вид с другой камеры, вы обнаруживаете, что у вас возникла проблема: например, в кадре из-за плеча Талии Иванова подняла руку, а в кадре с плеча Сьюзан у нее рука не поднята. Так что при монтаже обоих фрагментов вы сталкиваетесь с серьезной проблемой. Порой вы можете избежать этого, не переключаясь на вид с другой камеры, но тогда вам не удастся показать реакцию другого персонажа на произнесенную фразу. А ведь во многих сценах вам нужно видеть оба персонажа...
С помощью монтажа можно исправить все неудачные моменты: например, во время работы над эпизодом "Восходящая звезда" обнаружилось, что Деленн в нужный момент смотрит не на Г'Кара, а в прямо противоположном направлении. Тогда было сделано зеркально отражение фрагмента, и все стало на свои места. Правда, при этом застежка у платья Деленн сместилась справа налево, но кадр настолько короток, что заметить такую деталь практически невозможно.
А иногда зеркальное отображение нужно не для того, чтобы скрыть огрехи, а наоборот, чтобы добиться желаемого эффекта. Так было в случае с Г'Каром, который, находясь в заключении, пишет свою Книгу ("Вести с Земли"), - здесь было нужно произвести зеркальное отображение, поскольку нарны пишут не слева направо, как мы, а справа налево.
Зачастую монтаж применяется для того, чтобы сократить длительность эпизода. Так, например, из "Войны без конца" была вырезана сцена с Затрасом, из-за чего на Стражинского обрушилась целая лавина критики, поскольку события, показанные во второй части "Войны без конца" не согласовались с тем, что произошло в "Вавилоне в квадрате".
JMS: Затрас незамеченным проникает в залу. На полу валяется деталь, необходимая ему для ремонта стабилизатора. Он залезает под стол, подбирает ее... Тут опять возникает временное возмущение, Затрас теряет ориентацию и его сразу же обнаруживают. Именно так все и было в "Вавилоне в квадрате". К несчастью, эта сцена длится несколько минут, что я не мог себе позволить. Мне все равно пришлось бы вырезать что-нибудь, а сценарий был чрезвычайно насыщенным. Единственное, что я мог вырезать, сцена с Синклером, когда он пытается связаться с Гарибальди в конце эпизода... но мне не хотелось ее терять. Так что я предпочел вырезать сцену с Затрасом и смириться с некой несогласованностью.
Для сокращения длительности эпизода практически из всех сцен вырезаются несколько кадров, однако периодически поклонники возмущаются этим, особенно если речь идет о сценах Джона и Деленн (как, скажем, в "Танцах с Тенями"). Правда, есть сцены, которые почти не редактируются, - например, разговор Шеридана и Коша ("Интерлюдии и испытания"), сцена с Лондо, когда он узнает правду о смерти Адиры ("В самое пекло"), или встреча Ивановой с Затрасом на Эпсилоне III ("Конфликты интересов"). Однако бывают ситуации, когда Стражинский осознанно растягивает кадры, как было в сцене с Лондо, смотрящим на бомбардировку Нарна ("Долгая битва в сумерках"):
JMS: Мне кажется, что режиссер слишком рано сказал "снято", так что мы использовали все кадры для того, чтобы растянуть эту сцену (мы даже остановили финальный кадр и продержали его немного, что можно заметить, если приглядеться внимательно).
Именно в процессе монтажа рождались некоторые очень сильные сцены сериала. Помимо описанных выше моментов имеет смысл упомянуть о редактировании эпизода "Разрывы в реальном времени".
JMS: С первого дня работы над сериалом я хотел иметь дело с двумя персонажами, когда все происходит в одном помещении. Я знал, что смогу сделать это, что мне хватит мужества. Каждый раз, когда я подходил к такому - будь это "Инквизитор" или "Убеждения" - в последний момент я сдавался и включал в эпизод дополнительную сюжетную линию. В этом же случае, миновав второе действие, я начал немного нервничать. Могу ли я выбросить эту линию? Не начинаю ли я просто потворствовать своим желаниям? Не ставлю ли я свои интересы превыше желаний зрительской аудитории и всего сюжета?
И поэтому я вставил в эпизод совершенно обособленную линию, связанную с Гарибальди. В результате этот эпизод оказался примерно на девять минут длиннее, следующий - приблизительно на девять минут короче, а все, что было связано с Гарибальди, заняло те же самые девять минут. Когда Вселенная достает бейсбольную биту и наносит вам столь ощутимый удар, добавляя при этом: "Делай то, что ты задумывал вначале, идиот!" - вы делаете именно это. Так что мы переставили материал с Гарибальди из одного эпизода в другой, соединили, и все прекрасно подошло.
Похожая вещь произошла во время работы над эпизодом, где погиб Маркус:
JMS: Я всегда пытался привнести в сериал величественность. Его поступок - это в некотором роде кульминация его прошлого, того, что он хотел бы изменить и исправить. Это тесно связано с понятием, что не все финалы на Вавилоне 5 счастливые. Если бы он не встретил такой конец, то его поступок оказался бы менее значимым и впечатляющим.
Мы сняли две версии: одну, где он выжил, и вторую, в которой он погиб, потому что я был не уверен в самом себе до последнего момента. Мы собрались в монтажной, проиграли сцену в одном варианте, потом в другом, и мне пришлось сказать, что тяжелый конец выглядит лучше. Драматургически его воздействие значительно сильнее.
|
|||||||||
Последнее обновление: 22 июня 1999 года | © 1998-1999, Beyond Babylon 5 |