>
Обработка отснятого материала
Монтаж и редактирование | Визуальные спецэффекты | Звук и музыка |
После визуальных спецэффектов приходит черед звуковых.
JMS: Я сажусь с композитором и звукооператорами, просматриваю весь эпизод и говорю им, где требуется добавить музыку и звуковые эффекты и что именно мне нужно. Выглядит это примерно так: "С момента 03:13:18 (три минуты, 13 секунд, 18-й кадр) до 04:14:22 мне хочется что-то тихое, незаметное... со сменой тона в 04:05:13, переходящее в нечто резкое, и, поскольку нас ожидает продолжение битвы, нам нужно, чтобы вы освободили низкочастотный край для звуков сражения. Через пару недель звукооператоры и композитор приносят результаты своей работы, и производится микширование эпизода. К этому моменту поспевают и последние визуальные спецэффекты. При микшировании вставляются все окончательные элементы и делается финальная доводка эпизода. И серия готова к выходу в эфир.
Как же создаются звуковые эффекты в сериале?
Джонсен: Мы со всеми звуками обращаемся так, словно это музыка. Для телевидения это очень необычный подход. Мы любим внимательно вслушиваться в музыку и звуки, и этот нестандартный подход позволяет нам обращаться с такими вещами, как гул кондиционера, звуки вылетающих "Фурий" или крики, испускаемые кораблями Теней, как с музыкальными инструментами и работать с Кристофером Франке, который делает все, чтобы эти звуки не затушевывались и были слышны даже на фоне музыки. Мы делаем стереофоническое микширование и подготавливаем все материалы так, чтобы их можно было использовать в формате 5.1 Surround Sound для DVD и HDTV.
Джонсен рассказывает об еще одной очень любопытной концепции звукооператоров "Вавилона 5", которая называется "цвет звука".
Джонсен: При этом подходе используемый звук рассматривается как раскрашивающий элемент. Если речь идет о визуальной среде, вы работаете с фоном, передним планом и различными уровнями среднего плана. Если воспринимать звук как просто один из видов цветовой палитры, вы попытаетесь подобрать именно такие звуки, которые будут сочетаться с остальными элементами картины. Это не так сложно сделать, зато потом можно использовать такую звуковую палитру и в дальнейшем.
В качестве примера: мы делали звуковую последовательность на Марсе, где был найден захороненный в песках корабль Теней. Марс - это очень сухая планета, и потому мы использовали "сухие" звуки, чтобы обрисовать эту сцену. Слой за слоем - так, чтобы вы могли не просто слышать это, но и ощущать. Где бы не появлялись Тени - на За'ха'думе, на Марсе или еще где-нибудь, - мы всегда добавляем особые звуки, которые в основном не слышны. Это низкочастотные звуки, очень резкие и нервные, и они создают особое напряжение в звуковой палитре, - вы не можете осознать, откуда оно, вы не слышите его, но зато ощущаете. Звуковое окрашивание сцены - это необыкновенно интересное занятие, оно дает нам возможность прекрасно сочетать музыку и звуковые эффекты, но при этом не терять нити диалога.
После этого рассказа становится понятно, почему появление на экране корабля Теней вызывает ощущение ужаса. Оказывается, создать вопль, издаваемый этим кораблей, было весьма и весьма непростым делом.
Джонсен: Издаваемый ими вопль является сочетанием разнообразных естественных (органичных) и искусственно созданных звуков. Визг свиней, звуки, издаваемые лошадьми, когда им больно, несколько шумов, связанных с человеческими голосами, скрежет металла по металлу, - все это части того вопля. Он действительно внушает суеверный страх, от него кровь стынет в жилах, потому что все его компоненты являются звуками, связанными с болевыми ощущениями. Вот почему он производит на вас столь сильный эффект. В одном этом вопле около 16 звуковых уровней, что слились воедино и создали такой сильный эффект. Самое главное для нас - пробудить эмоции.
Однако надо признать, что для российского телезрителя все это богатство звуков остается так и не услышанным, поскольку наши телевизионные каналы пока не перешли на стерео-вещание. Остается только надеяться, что когда-нибудь и нам удастся насладиться изумительными звуками, созданными безграничной фантазией авторов сериала.
В сериале встречается довольно много интересных звуковых эффектов. Один из них был реализован в эпизоде "Наследие прошлого", когда Талия вошла в разум девочки, у которой неожиданно проявились телепатические способности. Тогда голос Талии раздавался в разуме девочки до того, как сама Талия произносила слова.
JMS: Аудио эффект, связанный с Талией, - это то самое, о чем я думал во время финального микширования. Мы хотели, чтобы кто-то просто повторял ее попытки пробиться внутрь и первоначально это было лишь обычными помехами. Затем я подумал: подождите минутку, она же собирается подумать о том, что скажет, до того как произнесет это, так почему же не поменять их местами? К несчастью, наша студия не была оборудована для создания подобного эффекта, так что мы взяли фразы Талии, перевели их в цифровой формат, наложили их и проиграли поверх друг друга - одна версия опережала другую кадров на 20. Главное - сделать так, чтобы второй, а не первый, голос был синхронизирован с движением губ. Сработало просто отлично.
Помимо создания нестандартных звуков, обязанностью звукооператоров является отслеживать диалоги, которые нуждаются в переделке.
Джонсен: Мы не слишком часто используем ADR (автоматический заменитель диалогов) во время озвyчивания, потому что в 95% случаев оригинальное исполнение превосходит все, что можно придумать. Однако когда дело доходит до кадров, где вам нужно разбрызгивать жидкий азот, чтобы создать иллюзию метановой атмосферы, то, поскольку такие разбрызгиватели изpядно шумят, у вас нет иного выбора, как затушевать эти звуки. Кроме того, бывают ошибки или неточности в сценарии, и это тоже надо находить и исправлять. Мы очень тщательно следим за всем этим - даже тогда, когда оставляем не совсем правильный вариант, как было в случае с путаницей между Ист Эндом и Вест Эндом ("Инквизитор").
JMS: Я прекрасно знал, что речь должна идти не о Вест Энде, а об Ист Энде, ведь я провел целое исследование. Печатая этот текст, я смотрел в свои записи и видел Ист, но почему-то напечатал Вест, и никто, к несчастью, не заметил этого до завершения работы. Я мог бы заменить эту фразу во время озвучивания еще до первого показа, поскольку все обнаружилось во время премьеры в Великобритании, состоявшейся на несколько месяцев раньше, но такая переделка речи пост-фактум только портит игру актера, а Себастьян был показан крупным планом, так что его артикуляция все равно выдала бы ошибку. Так что я решил оставить все, как есть, и выпустить эпизод именно в таком виде, чтобы сохранить яркость ощущений, а потом, при повторных показах, мы исправим ее, хотя в чем-то это ухудшит восприятие постановки.
Музыка - это царство Кристофера Франке, композитора сериала. Как считает Стражинский, Крису Франке удалось воссоздать в музыке сам дух сериала.
JMS: Кристофер Франк создал музыкальные темы для каждого персонажа, для самой станции, для космоса в целом, для многочисленных инопланетных рас... Он написал музыку, отражающую сам дух Минбара... Он даже придумал небольшое либретто нарнской оперы! Некоторые темы развиваются на протяжении всего сериала, но в каждом эпизоде есть что-то новое и нестандартное. Он просто великолепен.
Особенно Стражинский отмечает то, что Франке великолепно улавливает особенности каждой сцены, отражая их в музыке:
JMS: Я никогда еще не работал с композитором, который понимал все мои замыслы до того, как я попытался описать их. ...В целом, я всегда говорил Крису отбросить все и идти туда, куда ведет его музыка. Если она заведет его слишком далеко, мы всегда сможем "вернуть ее назад". В этом же сериале музыка очень часто довольно камерная. Зачастую Крис сочиняет к каждому эпизоду около 20-25 минут новой музыки - а в большинстве часовых сериалов пишется 13-16 минут на каждый эпизод. И очень часто мы просим Криса сделать очень серьезные музыкальные фрагменты, создающие настроение. На телевидении музыка зачастую используется лишь для технических целей (10-20 секунд) или создания настроения сцены (от минуты до полутора минут в среднем). Однако у нас много, очень много музыкальных фрагментов, которые длятся две, три и даже четыре минуты.
Сам Франке очень доволен своей работой над сериалом:
Франке: Я не ощущаю, что повторяюсь. Я думал, работа над сериалом будет довольно однообразной и нудной из-за того, что придется повторяться, но здесь мне очень повезло. Сюжет постоянно развивается. Я могу искать новые звуки и пробовать различные новинки. Так что четыре года работы над "Вавилоном 5" позади, а мне она нисколько не наскучила.
При написании музыки он придерживается довольно простого принципа:
Франке: Быть как можно более дружелюбным с экспериментами, не забывая при этом о счастливом союзе между оркестровым и электронным звучанием. Однако для каждого сезона существует несколько музыкальных принципов, которые я попытался реализовать: стили инструментовки, степень резкости. Сериал становится все более и более насыщенным и агрессивным, но одновременно и горестным, поскольку агрессия не приветствуется персонажами. Поэтому от сезона к сезону стиль музыки меняется, это вечный процесс эволюции.
Иногда случается так, что Франке необходимо написать музыку к какой-то сцене со спецэффектами, а она еще не готова. Поскольку он всегда пишет музыку, постоянно сверяя свои ощущения с видеозаписью эпизода, это может привести к возникновению проблемы. Однако Франке относится к подобным ситуациям довольно философски:
Франке: Мы беседуем о том, что еще не закончено. Бывает так, что вместо минуты фильма я вижу черную картинку, объясняющую, что должно произойти за это время. Тогда я беру цветные копии изображений или набросков художников, и мы беседуем о том, что происходит в сцене и как движутся эти объекты. В подавляющем большинстве случаев спецэффекты уже присутствуют на пленке, так что все происходит не абстрактно, а совершенно конкретно. Кроме того, я всегда вспоминаю, каково было создавать музыку к фильмам лет двадцать-тридцать тому назад, и тогда с восхищением смотрю на тех ребят, что были вынуждены работать совершенно абстрактно, с надеждой лишь на цепкость собственной памяти, потому что у них не было дома видеомагнитофона.
Франке любит использовать нестандартные сочетания музыкальных инструментов в своих произведениях. Особенно ему интересно создавать звуковые "сплавы" на основе электронного и оркестрового звучания с добавлением этнических инструментов.
Франке: У музыкальных инструментов есть то, что я называю "акустической грязью". Это делает их звучание богаче, поэтому его структуру все еще очень трудно синтезировать. Я могу сравнить это с патиной на поверхности станции Вавилон 5: металлическая структура поверхности заложена в программу компьютера, но этого мало, на нее накладывается фотография с физической модели - таким образом достигается наибольший эффект реальности. Примерно то же я пытаюсь сделать в музыке. Дело в том, что электронные инструменты имеют слишком чистый, отшлифованный звук, но они могут играть на частотах, недоступных музыкальным инструментам, в особенности, если речь идет об очень низких и очень высоких звуках - царстве волшебства электроники. Этнические же инструменты дают звук чрезвычайно грубый и резкий - эти три стиля звучания в сочетании дают широкий диапазон возможных комбинаций.
Подобного принципа я придерживался, работая над сериалом "Вавилон 5", где очень часто требовалось соединить футуристические темы с чрезвычайно архаичными звуками. Например, чтобы усилить впечатление от ритуальной музыки центавриан, я использовал звучание очень экзотических инструментов Австралии и Африки, которым более нескольких тысяч лет. Они играли на фоне современных инструментов!
Компьютерные технологии помогают композитору выбирать наиболее подходящие акустические инструменты и даже создавать новые. Как же это происходит?
Франке: Я называю этот процесс "обратной технологией" или "ретро-дизайном". Я действительно использовал компьютер для того, чтобы создать звук, который был внутри меня - нечто среднее между флейтой, кларнетом и саксофоном. Я чувствовал, что этого звука не хватает в акустическом мире. Обнаружив его в мире электронном, я продемонстрировал свое открытие группе консультантов, специалистов в области создания традиционных инструментов, и мы попытались "построить" соответствующий акустический инструмент. Я называю этот инструмент "метафоном" по аналогии с метафизикой. Затем в него помещаются микрофоны и его звучание пропускается через звуковой процессор, контролируемый MIND Drive. Теперь у меня появилась возможность манипулировать мощным диапазоном обертонов, представляя их такими словами, как "левое" и "правое", "верх" и "низ". Одновременно курсор на экране компьютера движется влево и вправо, вверх и вниз. Так акустика и электроника замкнули круг - я использую электронные устройства для того, чтобы сделать акустические звуки еще более акустическими.
Звучание этого инструмента уже появилось в сериале:
Франке: Мы слышим его в ряде сцене сцен на Минбаре. Его звучание напоминает о небесах. Мягкое и в то же время мощное... Он еще находится в стадии разработки, но надеюсь, вскоре мы завершим работу над ним.
Одними из своих лучших эпизодов Франке считает "Геометрию теней" и "Несбывшиеся надежды":
Франке: Сюжет и видеоряд настолько великолепны, что я пытался сделать все, на что способен. Но после этих двух эпизодов я могу похлопать самого себя по плечу и сказать: "Я эмоционально помог сериалу".
Кристофер Франке выпустил несколько дисков с музыкой из сериала. Прежде всего, это полноформатные диски "Вавилон 5", "Вавилон 5: Вести с Земли" и появившийся недавно "Вавилон 5: В начале". Еще Sonic Images выпустила целую серию тридцатиминутных дисков, которые сам Франке называет эпизодическими: это музыкальные фрагменты из эпизодов. Диск "Вавилон 5: Вести с Земли" содержит главные темы четырех сезонов и переработанные саундтреки из нескольких эпизодов ("Вести с Земли", "За'ха'дум", "Несбывшиеся надежды" и "Голоса власти"). Франке часто спрашивают, почему он создает из этих саундтреков целые сюиты:
Франке: Я действительно просматриваю заново 22 или 44 эпизода, выбираю моменты из них и соединяю в сюиты, потому что мало кто из композиторов делает подобные вещи. Это очень сложная работа, на которую уходит много времени - более десяти дней. Решение создавать сюиты появилось из-за глубокого разочарования выпускаемыми саундтреками, когда слушателю преподносятся коротенькие музыкальные отрывки, с помощью которых просто невозможно почувствовать атмосферу фильма. Я предпочитаю уважать сериал, уважать самого себя, и уважать музыку в целом, поэтому и провожу эту кропотливую работу над саундтреками. Мне нравятся улучшенные саундтреки, нормальный буклет с комментариями и просто хорошее оформление.
На диске не случайно приведены главные темы первых четырех сезонов сериала - именно так проще заметить, насколько они отличаются друг от друга.
Франке: Каждый сезон мы создаем новую музыку для заставки и финальных титров. Мы пытаемся наилучшим образом осмыслить то, что продюсеры рассказывают мне. То, что станет главной темой сезона. Затем я пытаюсь передать это ощущение или предсказать его, добавляя резкости или, наоборот, смягчая главную тему. Так что в каждом сезоне у нас возникает новое обрамление.
Когда Франке спрашивают, какая из тем больше всего нравится ему, он отвечает так:
Франке: Если речь идет о получении удовольствия от музыки, то третья тема наиболее приятна. Потому что там существует баланс между мелодией и драматургией. Мне нравятся и все остальные темы, но вместе с картинкой на экране и знанием содержания сезона, поскольку "Вавилон 5" значительно меняется от сезона к сезону. Главная тема для четвертого сезона кажется очень агрессивной и сильно отличающейся от остальных. Она несет в себе предвидение того, что случится в этом сезоне, и говорит о Тенях. В четвертом сезоне много сражений и боли, поэтому и тема соответствует ему. Но с точки зрения самой музыки я предпочитаю главную тему третьего сезона.
Особенно сложной была для Франке работа над музыкой к эпизоду "За'ха'дум", где капитан Шеридан жертвует собой ради того, чтобы остановить уничтожительную войну.
Франке: Он пожертвовал собой, спасая всех остальных. Это кульминационный момент, и музыка должна быть совершенно особой. Поэтому вместо того, чтобы просто озвучить увиденное нами, я попытался показать последствия его поступка. Музыка в "Вавилоне 5" - это интерпретация прошлого или будущего. "Вавилон 5" все время обращается к прошлому и будущему, потому что у него нет постоянной временной оси. Из-за телепатии, "вспышек", путешествий во времени, манипуляций с измерениями - они говорят об измерениях, для которых еще даже не придуманы названия. Но с точки зрения музыки это все означает, что я тоже могу вносить различные временные слои. Создавая музыкальное сопровождение кадрам прыжка Шеридана в пропасть, я вносил в музыку скорбь и горе многих людей. Я видел реакцию Деленн и других обитателей Вавилона 5. Так что я писал музыку к определенному моменту, но при этом держал в уме и его последствия. В результате получилось смешение двух различных ощущений, и в музыке появилась трогательность и мольба.
Я не могу рационально писать музыку для подобных сцен. Мне приходится почти что медитировать в течение некоторого времени, чтобы нащупать то, что подсказывают мои инстинкты. Тогда музыка становится похожей на живопись, когда у вас есть множество различных слоев, вы словно лепите из глины то, что хотите увидеть. Она превращается в совершенно иной материал, вы лепите и рисуете, пока ваши ощущения совпадают с тем, что происходит на экране. Ваши ладони потеют, а волосы на голове встают дыбом, когда вы достигаете цели и начинаете испытывать необходимое чувство, и тогда вы осознаете, что пишите именно ту музыку, которая нужна. Невозможно объяснить, как вы достигаете этого момента. Вы просто продолжаете свои попытки и остаетесь сконцентрированным и "сфокусированным" на своей цели. Просто запритесь в студии и попытайтесь жить с этой темой. Вам просто надо превратиться в музыкального актера.
Особый интерес вызвала у Франке музыка к эпизоду "Голоса власти", где он смог реализовать некоторые свои музыкальные идеи.
Франке: Я хотел создать хорошую завершающую диск сюиту, которая не была бы "суперактивной", но имела хороший финал. Я хотел написать нечто интеллектуальное и одновременно сердечное, так что я вернулся назад и собрал все осколки подобных мотивов, разбросанных по последним двум сезонам. Я вновь взял темы нескольких персонажей (Шеридана, Драала, Древних) и попытался выразить нечто классическое, так что этот фрагмент очень симметричен. Он начинается с двух частей А и Б, затем неожиданно в середине переключается на тему Б, потом происходит очередной переход от Б к А и обратно, а в финале эти две темы даются вновь, и мы заканчиваем вариацией того, с чего начали. Так что это классическая симметричная структура, прекрасно распланированная и в чем-то "архитектурная". Никаких сюрпризов, и все подводит к тому, чтобы слушатель задумался о циклах жизни и о вечности. Потому что именно к этому мы постоянно возвращаемся. Древние никогда не умрут, они Древние! Этот фрагмент позволил мне развить тему в классической манере без остановок и прерываний, потому что эта тема - концовка. Это лишь интерпретация, эта музыка не была даже использована в сериале, она похожа на собранные в одну картину элементы мозаики. Возможно, мы используем ее в будущих эпизодах, но весь восьмой саундтрек не из сериала. Это моя интерпретация того, что является главным. Она насыщена пафосом и скорбью, отражающей конфликты реального мира. Тема начинается очень героично и прекрасно описывает Шеридана. Но он, не останавливаясь, идет навстречу величайшей трагедии, потому что вам нужно пережить войну, чтобы достичь мира. Здесь есть героические моменты, но наряду с ними - трагические и трогательные.
Одной из последних работ Франке является музыка к фильму TNT "В начале". Вот что говорит об этой работе Стражинский:
JMS: "В начале" - это почти сказание, объединяющее тридцать пять лет нашей истории от начала Войны между Землей и Минбаром, гибели Дукхата и Битвы на Рубеже, когда Земля оказалась на грани уничтожения, до последних часов императора Лондо Моллари. Как только я закончил писать сценарий, я осознал, что музыка к фильму должна быть совершенно экстраординарной: отважной, авантюристской, трагической, героической, скорбной... Идет ли речь о Лондо, вспоминающем самые тяжелые моменты войны, о президенте Земли, посылающей своих солдат погибать ради спасения хотя бы горстки гражданского населения до того, как молот обрушится на нашу планету, музыка должна проникать в глубину нашей души. Поэтому я сказал Кристоферу: "Разбей наши сердца". Пробейся через сети нашей логики и нашей безмятежной убежденности, что это лишь фильм, лишь телевидение, преходящее и эфемерное, лишь отражающее утраты и подвиги перед лицом непреодолимых препятствий, уникальное упрямое величие человеческих существ, вынужденных смотреть навстречу неминуемой гибели и выполнять свой долг, нашу способность сражаться даже тогда, когда мы знаем, что противник превосходит нас не только числом, но и мощью, - но мы все равно не сдаемся. Заставь нас почувствовать все это.
Он написал музыку. Я прослушал ее. И она разбила мое сердце. Я не мог быть еще более счастлив. Потому что во времена пластика и искусственных подделок музыка Кристофера Франке заставляет нас чувствовать и сопереживать. Так что потушите свет. Слушайте. И сопереживайте.
В основном, Стражинский не вмешивается в работу композитора. Он излагает Франке свое видение эпизода и того, каким должно быть музыкальное сопровождение, а затем не мешает Франке писать то, что он чувствует. Иногда обсуждения затягиваются из-за того, что музыкальный материал должен быть необычным: так было при создании эпизода "Пассажир из Авалона", где Стражинский просил Франке подумать о кельтской музыке, о живых инструментах, чтобы создать определенную атмосферу, навевающую мысли о короле Артуре. Стражинскому принадлежит идея изменить тональность главной темы станции в финале эпизода "Пророчества и предсказания" - эта перемена довольно сильно ощущается при просмотре эпизода:
JMS: Последние музыкальные аккорды в "Пророчествах и предсказаниях" - это именно то, что я пытался довести до зрителя. Эта музыкальная тема, появляющаяся здесь, не совсем то, что мы использовали обычно. Я предположил, что было бы здорово сделать тему Вавилона 5 в минорной тональности. Получилась иная версия темы станции - переложение в минорную тональность вместо мажорной сделало эту тему более торжественной, печальной и неустойчивой. Мы только что видели взрыв Вавилона 5, так что такое изменение главной темы мы оба сочли отличной идеей. Проиграйте ее еще раз, затем - основную тему, и тогда вы увидите разницу.
|
|||||||||
Последнее обновление: 22 июня 1999 года | © 1998-1999, Beyond Babylon 5 |