Подготовка к съемкам
Сценарий | Декорации | Реквизит и грим |
Во время работы над "Вавилоном 5" дизайнеры и художники внимательно знакомятся со сценарием Стражинского и анализируют, как должна выглядеть сцена, какое порождать ощущение, как звучать. Зачастую принималось наиболее практичное решение. Грубые текстуры отделки на стенах скрывают то, что отделка была недостаточно хороша. Иаковелли чуть не плакал над прекрасной отделкой декораций "Star Trek": все они просто прекрасны и даже сверкают. Но это не то, к чему устремился с самого начала "Вавилон 5": он всегда был связан с проблемами и сложностями реального мира.
Иаковелли: Если "StarTrek" имеет дело с вычищенными поверхностями, элегантными силуэтами и изумительной чистотой линий, то "Вавилон 5" прямо противоположен ему. Он неотделим от наслоений, текстур, контрастов. Неземная красота и совершенство - это не для него.
Стражинский с самого начала говорил следующее:
JMS: Что касается внешнего вида... Мне нравятся вещи серьезные и функциональные. Я хочу иметь оружие, которое выглядело бы работающим. Я хочу форму с карманами. Слишком прилизанное будущее меня не интересует.
При построении декораций "StarTrek" и "Вавилона 5" используются почти одни и материалы. Иаковелли вспоминает, как он и его друг Майкл Мейер (являвшийся в течение одного сезона художником-постановщиком "Voyager") звонили поставщику и спрашивали его: "Есть ли это у Майкла в "Voyager"?" или "Послали ли вы эти материалы Иаковелли для "Вавилона 5"?".
Поскольку Babylonian Productions прежде располагалась в северном Голливуде, художественный отдел вынужден работать поблизости от одного из кинопавильонов, и потому сотрудникам приходилось тщательно продумывать расписание работ над декорациями и самих съемок, чтобы минимизировать шумы. Наконец, в начале 1997 года было построено новое здание. Иаковелли считает, что это полностью заслуга Скипа Бодина и Джона Коупленда, которые знали, что отдел просто задыхается в тесноте.
Иаковелли: Мы подошли к четвертому сезону, и продюсеры сказали нам, что понадобится больше декораций вне станции. Теперь в нашем художественном отделе ходит шутка: сериал следовало бы назвать не "Вавилон 5", а "Где угодно кроме Вавилона 5" - ведь мы отправляемся на Марс, Землю, Минбар. Так что даже новое здание полностью завалено декорациями и материалами.
Художественный отдел использует при съемках "Вавилона 5"
несколько видов декораций. Постоянные декорации применяются мало: Трущобы
были постоянными декорациями в течение первых двух с половиной сезонов,
но в четвертом сезоне почти не используются, поэтому их разобрали и собирают
лишь тогда, когда они нужны. Декорации "Белой звезды" в третьем
и четвертом сезонах собирались каждый раз заново. Но в четвертом сезоне
примерно половина этих декораций превратилась в постоянные, что несколько
упростило жизнь Иаковелли.
Определенные коридоры и комнаты с дверьми - это постоянные декорации. Для съемок комнаты Ивановой и Шеридана используются одни и те же декорации, но русский плакат на стене позволяет четко определить, в чьей комнате вы сейчас находитесь. Апартаменты Лондо и Деленн тоже одинаковы, при съемках достаточно просто заменить оформление и реквизит. Но ни один комплект декораций не считается святым - все разбираются в случае, если постановщики считают, что они больше не будут использоваться. В четвертом сезоне командная рубка редко появляется на экранах, а в первых трех с половиной сезонах ее декорации требовались для каждого эпизода. По мере развития сюжета декорации изменяются. Иаковелли очень рад тому, что он работает над "Вавилоном 5", поскольку непрестанно появляются новые идеи и проекты, а в других сериалах декорации остаются одинаковыми в течение долгого времени, поскольку никто не знает, в каком порядке серии пойдут в эфир. Художественный отдел разработал целую систему терминов для различных элементов декораций. Арки в области, где находились больные маркабы, использовались для декораций первых туннелей на Марсе (во втором сезоне) и при создании Залы контроля на Вавилоне 5. В распоряжении художников есть элементы для специального использования: к примеру, подсвеченные сзади минбарские стены. Все это напоминает конструкторы "Лего" - художественный отдел обладает большим количеством блоков и создает из них разнообразные постройки. Повторное использование декораций встречается довольно часто. Иаковелли: Некоторые элементы декораций легко узнаются, но даже их иногда используют повторно. К примеру, некоторые элементы стен клуба военнослужащих "У Эрхарт" были применены для создания декораций сада на Приме Центавра в четвертом сезоне. Обычно художественный отдел не настолько широко использует отдельные элементы, однако с точки зрения бюджета это очень полезно. Особые элементы используются только в съемках конкретных сцен, однако другие компоненты могут быть легко вставлены в другие декорации. Например, пещеры За'ха'дума после некоторого изменения превратились в туннели на Марсе. |
В основном, для создания декораций используются дерево и краска, но есть ряд элементов, в отношении которых художественному отделу приходится быть чрезвычайно изобретательным. Необычные материалы применяются для того, чтобы получить определенный эффект: например, напольные дорожки в качестве покрытия на столах в апартаментах Лондо и Деленн.
Пламмер: Для создания нужного цвета и текстуры я использую почти все. Никаких опасных для жизни материалов, но кофе, чай и кола вполне подходят. Одним из самых необычных материалов была смесь для изготовления зубных пломб - она использовалась для декораций на корабле инопланетян, которые похитили Шеридана ("Один в ночи"). У нас много старинных формул, но мы всегда ищем новые отделки для декораций.
Часть мебели имеет классические формы пятидесятых. Кресла в командной рубке - это настоящие кресла пятидесятых-шестидесятых годов. Нестареющие линии мебели помогли вписать ее в футуристическую обстановку.
Иаковелли: Мы с самого начала говорили: "Хороший дизайн не имеет возраста, он всегда остается хорошим дизайном". Вот почему людей привлекает Art Deco. Art Nouveau еще менее связан со временем, но, как кажется, он укоренен в своей эпохе - конец последнего столетия. Art Deco настолько геометрически и графически ориентирован, что воспринимается никогда нестареющим и футуристским.
Иногда встречаются очень нетривиальные задачи.
Пламмер: Работа над многими декорациями довольно рутинна и обыденна, но порой вам приходится выискивать саму сущность данного элемента. Звездная карта в Зале контроля стала самой сложной для меня, учитывая, как часто она будет появляться на дисплее. В ней есть приглушенная сила и ощущение величия, так что все мы чувствовали, что она удалась. |
Правильные цвета при редактировании подбираются методом проб и ошибок. Но огромную роль играет подсветка декораций. Про Иаковелли говорят: "Он отдаст жизнь за хорошего осветителя".
Иаковелли: Мне очень нравится работа Джона Флинна (все мы отдадим жизнь за то, как он освещает декорации). Он совершенно отличается от оператора, с которым мы снимали пилот, его стиль не похож на стиль операторов "Blade Runner". Джон Флинн не любит дым в качестве визуального эффекта, он не считает, что дым придает особую атмосферу. Мне пришлось долго привыкать к его манере, он любит ясность и прозрачность.
Несмотря на тесное сотрудничество между дизайнером декораций и оператором, бывают и споры на тему, какой цвет следует использовать в данной конкретной сцене.
Иаковелли: Зачастую Джон бывает прав. Он действительно заставляет наши декорации выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Я предпочитаю показывать посетителям декорации во время съемок, потому что при освещении они производят просто магическое впечатление. Джон настоящий маг в том, как он умеет скрывать наши изъяны, показывать наши достоинства и при этом экономить деньги. Я не могу даже представить более надежного и преданного союзника, нежели он.
Сотрудничество Иаковелли с гримером Джоном Вуличем (Optic Nerve) и костюмером Анн Брюис является необыкновенно плодотворным. Тон, цвет и композиция - вот три важнейших момента, по которым требуется согласие главного дизайнера и гримера. Вулич и Иаковелли постоянно обсуждают эти вопросы.
Иаковелли: Я никогда не рассказывал эту историю прежде и надеюсь, у меня не будет неприятностей из-за нее. После первого отснятого эпизода у нас возникла проблема с цветовой гаммой в Медотсеке. Утром в субботу продюсер пригласил Джона Флинна, Энн Брюис и меня в главный офис, чтобы обсудить возникшую проблему. Мы уже слышали о ней, но не могли понять, что делать. Представьте - стена, перед которой стоял Франклин, была в точности такого же цвета, как его рабочий комбинезон, так что даже освещение не могло выделить его на этом фоне. Но нам нравилось, как выглядит эта сцена, и Энн, Джон и я посмотрели друг на друга с вопросом: "Что же нам делать?". В большинстве случае в подобной ситуации каждый сказал бы, что это проблемы другого отдела. Но Джон Флинн спросил: "Мы же все вместе работаем над этим, не так ли?" И это было все, что нужно мне и Энн. С этого момента между нами не было ничего, кроме дружбы и сотрудничества. Мы выслушали претензии продюсера и согласились с ними. Я слегка затемнил стену, Энн немного изменила цвет одежды, а Джон чуть-чуть поправил освещение. Виртуально это были те же самые декорации, но все изменилось. Мы всегда работаем вместе - но не против продюсеров. Когда Джон говорил "Мы вместе", он включал и продюсеров. Было бы очень легко обвинить другие отделы, но это не было чьей-то ошибкой. Вот еще один повод для радости: мы всегда вместе.
Очень интересным является проблема интегрирования реально существующих декораций с виртуальными. Иаковелли уже работал в других сериалах, которые хотели применять цифровые технологии, но это было просто ужасно. В Babylonian Productions все совершенно иначе - там есть четкая система. Каждый в своей работе использует одни и те же базисные точки и терминологию, так что все прекрасно понимают друг друга.
Иаковелли: Иногда Джо осознанно писал сцену в неправильных декорациях просто для того, чтобы сэкономить деньги. Он считал, что и без того ввел слишком много новых декораций в эпизод и не хотел добавлять еще. Я прочел сценарий эпизода, где Г'Кар проводит религиозную церемонию ("Крайние меры"). Первоначально эта сцена должна была происходить в апартаментах Г'Кара при свечах. Но я подумал: "Если я закрою глаза и представлю эту сцену, то она должна разыгрываться в Соборе Святого Иоанна в Нью-Йорке". Все должно быть сделано очень торжественно и быть просто насыщено религиозностью, но я знал, что мы не сможем позволить себе ничего подобного. Мой художник - в то время им была Дебора Реймонд - тоже понимала это. Но я всегда доверял в подобных вопросах своей интуиции, и на совещании художественного отдела я сказал: "Я хочу предложить следующее: думаю, эта сцена должна происходить с участием нарнов (в то время у нас было лишь шесть протезов для того, чтобы загримировать актера под нарна) в чем-то вроде храма, рядом с алтарем или в месте, где мы сможем видеть все звезды, - потому что это сцена похожа на сцену из оперы, она имеет особый религиозный, духовный подтекст". И меня спросили: "А как же мы сделаем это".
Мы взяли несколько элементов стен, создали из них контуры помещения, сняли их на голубом фоне и наложили на получившийся кадр звезды, туманность и все остальное. Мы даже использовали эти виртуальные декорации в одном из фильмов ("Третье пространство"), потому что они просто отлично смотрятся. Но в целом это позволило нам сэкономить, поскольку декорации уже были готовы. |
JMS: Наблюдательный купол полностью синтезирован на компьютере (кроме небольшой решетки на полу, которую мы использовали в качестве ориентира). По моей просьбе Митч даже немного размыл стены при обработке, чтобы придать им глубину резкости.
Виртуальные декорации, добавляемые к измененным обычным декорациям,
позволяют придать эффектность внешнему виду сцены, но при этом не выйти
за пределы бюджета. Марсианские туннели были расширены благодаря использованию
CGI. Иаковелли получает большое удовольствие
от компьютерных спецэффектов, которые использовались во многих местах:
Доки, центральный коридор станции, сад Дзен, ресторан "Свежий воздух".
Иаковелли: Идея режиссера была такова - в конце туннель должен раздваиваться. Когда работа над декорациями была закончена, добавили разветвление туннеля с помощью компьютерного наложения. Мы использовали это в нескольких эпизодах, и это было очень интересно. JMS: В эпизоде "Выжившие" персонаж входит в корабль, стоящий в Доках. Единственный реально существующий объект в этой сцене (кроме самого актера) - это лестница. Все остальное - CGI... но вы не отличите их. Но виртуальные декорации создаются не просто для того, чтобы сделать больше декораций, - работа над ними ведется лишь тогда, когда сценарий требует этого. Правда, виртуальные декорации широко используются при создании сериала - но в первую очередь для того, чтобы расширить пространство, приоткрыть его, что придает сценам визуальную глубину и избавляет зрителя от клаустрофобии. |
Однако иногда дизайнеры осознанно стремятся создать ощущение клаустрофобии - как, например, в сцене из эпизода "Вопрос чести", где Шеридан учится понимать "красоту во мраке". Эта сцена стала настоящим испытанием для режиссера эпизода. Стражинский хотел увидеть полное тайн помещение, в котором было бы невозможно выпрямиться в полный рост, где пели бы монахи. Иаковелли сразу же предложил использовать изодранную мешковину и грубую ткань, напоминающую одеяния монахов, и покрыть ею все в помещении. Они сделали декорации в четыре фута (примерно 1,2 метра), но повсюду к потолку подвесили ткань, чтобы еще сильнее уменьшить размеры помещения.
Джон Флинн очень нетривиальным образом осветил всю сцену. Затем режиссеру пришла в голову идея, что монахи поначалу не будут видны - они будут казаться просто странными тюками, а потом неожиданно оживут. Работа над этой сценой - отличный пример того, как производственный отдел творчески перерабатывает идею сценария и придает ей плоть и кровь.
Иаковелли: Это одна из наиболее волнующих сцен за все четыре года, как мне кажется. Она нестандартна и вся пронизана духовностью и мистикой. Она до странности напоминает ощущения, когда вы участвуете в церемонии, подобной конфирмации или bar mitzvah, - когда вы находитесь на грани духовного пробуждения. Думаю, вся сцена прекрасно передает это чувство. Немного побольше мистики, духовности и темноты, но это и интересно. Вся сцена осуществилась благодаря тесной взаимосвязи декораций, освещения и операторского мастерства. Впоследствии многие зрители думали, что эта сцена была смоделирована на компьютере.
Первые кадры в апартаментах Г'Кара заставили художественный отдел поломать голову. Финальные кадры должны были получаться с необычайно ярким красным цветом из-за того, что при трансляции красный цвет становится более насыщенным в формате NTSC. Сотрудничество между отделами помогло решить и эту проблему.
Еще один пример такого сотрудничества можно привести в связи с изменениями в характере Г'Кара. Когда этот персонаж стал более мягким и менее агрессивным по сравнению с тем, что было в первом сезоне, Андреас Кацулас пришел к Иаковелли и предложил ему такую идею: в связи с переменами в характере Г'Кара было бы неплохо несколько изменить внешний вид его апартаментов. Иаковелли отправился к продюсерам с предложением Андреаса и встретил у них единодушное одобрение. Каждый считал, что это отличная идея. Художественный отдел несколько изменил декорации, что придало им розоватый оттенок и почти импрессионистский вид.
Иаковелли: Люди смотрели на старые декорации, которые казались очень суровыми. А потом они изменились, появилось больше закругленных краев, но это был то же самый мир.
Заставить декорации "Вавилона 5" выглядеть самым удачным образом было более чем непростым делом, но Джон считает, что это в основном заслуга Скипа Бодина, производственного менеджера, и хорошего бухгалтера, который сумел все просчитать. Джон называет эту особенность "творческим ведением бухгалтерских книг (экономией)", однако под этим подразумевается совсем не то, что можно предположить: речь идет о том, что производственная группа очень аккуратно относится к денежным тратам. Это отношение наглядно иллюстрирует следующий пример: Скип поинтересовался, зачем им нужны декорации коридора в здании Купола Земли (эти декорации были очень дорогими), и попросил отказаться от них. Аргумент Джона был таким: они стоят не так много. Кроме того, он привел к Скип художника-постановщика и показал, что они смогут использовать эти декорации еще пять раз в последующих трех эпизодах и изменить их до неузнаваемости. Когда Скип увидел законченные декорации, он сделал комплимент Джону и его помощникам: "Они стояли тех денег, они и в самом деле выглядят просто фантастически".
|
|||||||||
Последнее обновление: 22 июня 1999 года | © 1998-1999, Beyond Babylon 5 |