Создатели
Авторы сериала | Режиссеры и сценаристы | Актеры | Галерея |
Авторы сериала
Будущий писатель отучился три семестра в Государственном университете штата Огайо, но был исключен за невежливое обращение с профессором филологии, который заявил о полном отсутствии у Харлана Эллисона всяких способностей к литературе. Через много лет газета "Вашингтон Пост" назвала его "одним из величайших ныне живущих мастеров малых форм" среди американских литераторов, а "ЛосАнджелес Таймс" объявила его "Льюисом Кэрролом XX столетия". |
В сериале "Вавилон 5" в эпизоде "Технический нокаут" есть сцена, где Иванова отдыхает у себя в каюте, читая книгу. Книга называется "Работая без страховки" (Working Without a Net), ее автор Харлан Эллисон, и это означает, что гдето в промежутке между сегодняшним днем и 2258 годом Эллисон, наконец, собрался и написал автобиографию.
JMS: Эта книга автобиография Харлана, которую он планирует написать к 2000 году, и да, там его фото. Он позаимствовал реквизит, когда мы закончили и как бы случайно принес с собой в пару мест, чтобы заставить людей сходить с ума при мысли, что существует книга, которую они пропустили.
Для начала скажем, что Харлан Эллисон уже больше четырех десятков лет профессионально пишет в любых жанрах, какие только можно себе представить. На его счету больше 70 книг, 1700 повестей, эссе и статей, он принял участие в создании более двух десятков сериалов и дюжины фильмов. Эллисон выиграл достаточно наград, чтобы устроить небольшой музей, включая восемь премий Хьюго, две премии Эдгара Аллана По, пять премий Брэма Стоукера, премию "Серебряное перо" (Silver Pen) за журналистику от P.E.N, интернационального союза писателей, и это еще не все. Он также единственный автор в Голливуде, который четыре раза получил премию Гильдии писателей за самый выдающийся сценарий.
Так что же делает Харлан Эллисон в качестве концептуального консультанта "Вавилона 5", спросите вы. Неплохой вопрос.
JMS: Вероятно я всегда буду в сети, отвечая в возрасте 80 лет на чейто вопрос, о том, что конкретно делал в моем сериале Харлан Эллисон до того, как он получил Нобелевскую премию....
JMS : Харлан наш концептуальный консультант. Его работа сидеть на моем плече как сверчок из мультфильма и указывать мне на ошибки, которые я мог бы иначе и не заметить, когда несусь вперед через сериал.....чтобы препираться со мной, не давать мне сбиться с пути научной фантастики, и постоянно говорить мне, что можно сделать и лучше. Он также рецензирует сюжеты, помогает писать вступления, дал нам несколько хороших идей о работе самой станции, и кроме того,... консультирует концептуально.
Так всетаки, что делает Харлан Эллисон в качестве концептуального консультанта "Вавилона 5"? На самом деле, очень многое. Он обладает редкой комбинацией таланта и упорства, в сочетании с энциклопедической памятью. Подобную работу он выполнял в 1985 году, когда CBS возобновила сериал "Сумеречная зона" (Twilight Zone) в качестве творческого консультанта, но есть и отличия.
Эллисон: В те времена быть творческим консультантом означало, что я должен был помогать формулировать идеи для эпизодов, должен был сидеть на всех конференциях по сюжетам и, когда ктонибудь подкидывал мысль, я говорил: "Это прекрасная идея, но, к несчастью, вы украли ее у Генри Каттнера, написавшего это в 1951 году". В моей памяти заложен огромный объем сведений о большинстве произведений в большинстве жанров. Продюсер Фил Де Герр (Phil De Guerre) высоко ценил мою способность избегать судебных исков за плагиат, поэтому меня сделали творческим консультантом. Речь шла не только о том, чтобы вместе с остальными работать над сценариями или писать сценарии самому, но и присматривать за общим обликом сериала и впечатлением от него, речь шла о слиянии нескольких различных составляющих, будь то это дизайн, музыка или чтото иное.
Когда пришло время приступить к работе над "Вавилоном 5", Джо Стражинский хотел, чтобы я был творческим консультантом сериала. Джо, вероятно, мой самый близкий друг на свете, мы обедаем вместе по крайней мере дважды в неделю: Джо, его жена Катрин Дреннен (Kathryn Drennan), я и моя жена Сюзан. Мы четверо общаемся уже довольно давно, они живут очень близко от нас, так что не проходит и дня, чтобы мы не поговорили друг с другом или я не появился на съемках.
Когда мы начинали, Ларри ДиТиллио (Larry DiTillio) был редактором, и, хотя Джо уже запланировал всю пятилетнюю сюжетную арку, тогда никто в это не верил... Когда я читал эти слабые, злобные отзывы людей, коекто из которых работал в Star Trek, и в них говорилось, что никто не может планировать заранее пять лет сериала, я разрывался между желанием выругаться и желанием посмеяться над людьми, не понимающими, что не все обладают столь же скудным воображением, как они сами, что Джо Стражинский выдающийся человек, который способен создать аналог "Войны и мира" в космосе, и Ларри будет у него редактором, а я творческим консультантом.
В промежутке между 1985 годом, когда была придумана должность "творческий консультант", и началом сериала "Вавилон 5", Гильдия писателей, которая все курирует и говорит нам, в каком виде титры появятся в результате на экране, обнаружила, что было роздано огромное количество поддельных должностей. Другими словами, если существовал телесериал, ктото хотел сделать одолжение продюсеру и выплачивать комуто немного денег каждую неделю, они говорили "Ладно, мы сделаем тебя творческим консультантом", и это означало, что этот человек совсем ничего не делал. Гильдия сказала: "Вы не можете сделать его творческим консультантом, если только он не будет действительно редактировать или переписывать сценарии". В моей карьере я переписал несчетное число сценариев, но никогда не ставил свое имя на них. Я думаю, что это не совсем честно. Поэтому мы не захотели называть меня творческим консультантом, и сказали Гильдии "Ладно, какую должность вы хотите для меня?", и они ответили "Мы не знаем, придумай сам".
Будучи по выражению самого Эллисона "ребятами озорными", JMS и Харлан Эллисон предложили Гильдии несколько довольно забавных вариантов, которые были отвергнуты с призывом к друзьям быть серьезнее.
Эллисон: Мы еще подумали и пришли с этой абсолютно непонятной должностью "концептуальный консультант", они сказали о'кей, это звучит прекрасно, это и есть должность, которую мне дали. Так случилось, что "концептуальный консультант" настолько близко к описанию моей работы, насколько это вообще возможно.
Отвечая на вопрос о том, что реально делает концептуальный консультант, Эллисону легче привести примеры своего вклада, чем дать требуемое описание работы.
Эллисон: Джо говорит, что я нечто среднее между сверчком из мультфильма и гончей собакой. Я вижу все и вмешиваюсь во все. Однажды мне позвонил продюсер Джон Коупленд, который сказал "Мы обнаружили, что костюмы, которые мы используем для инопланетян, прилетающих на станцию (это было после пилота), недостаточно разнообразны и интересны", консультант по костюмам, которая работала в пилоте, не обладала таким живым воображением, как следовало, поэтому они спросили "Можете ли вы помочь нам в этой области?". Я ответил "Да, приезжайте ко мне домой и я дам вам идеи для 50 или 60 различных костюмов, которые можно будет носить". Причиной, по которой я мог это сделать, было то, что у меня более четверти миллиона книг, многие из которых не являются беллетристикой, и среди них очень много книг по истории костюма, которыми я пользуюсь для своих историй. Они приехали, и мы сложили вместе части разных костюмов.
Вот еще один пример: Джо всегда посылает мне черновой монтаж каждого эпизода и я смотрю, есть ли мелочи, в которых я могу поучаствовать. Однажды он прислал мне эпизод, где Деленн и Шеридан стоят в саду, у них была пара длинных разговорных сцен, которые шли через весь эпизод. Чтото беспокоило меня, и я не мог понять, что именно это было, поэтому я смотрел эпизод снова и снова, но все еще не мог догадаться, хотя сузил поле до сцен в саду. Я не знал, что тревожит меня, но когда прогонял в третий раз, меня внезапно осенило. Когда люди, которые жили в Биосфере2 (Biosphere 2), обнаружили, что посаженный ими бамбук умирает, они ничего не смогли сделать. Там было много солнца, много воды и удобрений, но бамбук умирал, и в конце концов они выяснили, что убивало его. Я читал об этом в "Новостях науки" (Science News). Они открыли, что бамбуку для роста нужно движение. Нужен ветер, чтобы заставлять его шелестеть, чтобы вещества могли циркулировать; так вот, этого не было, и именно это я видел на экране: герои были здесь, стояли в лесу или саду, но тут не было стрекотания сверчков, шума ветра, листья не шевелились, их волосы не были взъерошены. Другими словами, они стояли в декорации, и это выглядело для меня именно как декорация. Это было как прозрение, поэтому я взял Джо и Джона и сказал "Посмотрите, что не так в этой сцене?", они смотрели и смотрели и не могли понять, и затем я сказал им, и они воскликнули "О, боже, да, ты прав!". Они решили, что в следующем эпизоде, большая часть которого проходит в саду, они используют ветродуй. Дорога в ад вымощена благими намерениями и, к несчастью, им пришлось переделывать весь этот чертов эпизод потому, что ветродуй производил так много шума, что это было как ураган на заднем плане, поэтому они все пересняли и перемонтировали!
Диапазон того, что Эллисон привнес в "Вавилон 5", колеблется от создания Уничтожителя планет Теней до простого изменения единственного слова.
Эллисон: Я заметил, что надпись на установках с телепатами гласила Cryogenics.Это грамматически неверно, cryogenic это наука о замораживании вещей, cryonic о замораживании людей. Я указал на это Джо, который очень чувствителен к грамматике и сказал "Мы должны это исправить", и они исправили.
JMS: Харлан обладает особым видением вселенной, которого я лишен. К примеру, когда нам потребовалось создать уничтожитель планет Теней, я сказал Харлану: "Как будет выглядеть этот чертов уничтожитель?" Мне было нужно чтото совершенно особенное, поэтому я вызвал Харлана и спросил его. Он ответил: "Облако. Не корабль, не бомба а облако, большое, как планета. Оно окружает целую планету, и изнутри этого колоссального образования вылетают ракеты, которые обрушиваются на планету и проникают на многие мили под поверхность, а затем взрываются, в результате чего планета разрушается изнутри."
Эллисон: Джо, я мог бы придумать чтонибудь получше, если бы ты дал мне для ответа больше двух минут. Подумай, что бы я мог сделать за пять минут...
JMS: Это необыкновенно зрелищно. Когда вы впервые видите это на экране, это поражает вас до глубины души. Я знаю, что если бы в моем распоряжении было бы все время мира, я бы никогда не подумал о таком, а он подумал, и сериал многое выиграл благодаря этому видению вселенной.
Эллисон: Подобный образ мышления проявляют все хорошие писатели... У любых двух писателей никогда не будет одинакового видения, взгляда на мир, однако все они разделяют способность видеть то, что трудно выразить словами, и видеть это своим собственным особенным образом. Когда вы пишете для телевидения, вам почти всегда приходится думать определенным образом, заранее заданным и чрезвычайно прагматичным. Вот почему, на мой взгляд, другие сериалы, которые я не буду называть, становятся каннибалистическми перегнившими цитатами из самих себя. Это потому, что люди воспитываются на телевидении, а не на книгах... Вы должны обладать совершенно неземным не в смысле инопланетного, а именно инородным взглядом на мир.
Эллисон не только был концептуальным консультантом "Вавилона 5", но также несколько раз весьма необычно появился в сериале.
Харлан Эллисон был голосом непокорного компьютера в "Церемониях света и тьмы", голосом, читающим заключительные титры во втором сезоне, а также голосом Зути в "Дне мертвых". Зрители "Вавилона 5" также могли видеть его в кадре в эпизоде четвертого сезона "Лицо врага". Да, это был Харлан Эллисон, Псиполицейский, обсуждающий с Бестером предстоящее Гарибальди промывание мозгов.
Эллисон: Все годы в Голливуде шутки ради я писал роли для себя во множестве сценариев, и каждый раз чтото случалось. Я должен был появиться в Star Trek, где я написал "Город на краю вечности" (City on the Edge of Forever), но они хотели сделать одолжение какомуто парню, поэтому отдали ему роль, которую я писал для себя. Я член Гильдии актеров, я на сцене с тех пор, как мне исполнилось девять или десять, поэтому сыграть для меня не проблема. Фактически я спросил Джо, могу ли я появиться перед камерой потому, что, хотя это мой голос звучал во втором сезоне (в финальных титрах я произносил слова "Вавилон 5" является продукцией Babylonian Productions), я хотел появиться в кадре просто, чтобы сказать впоследствии: "Я был там". Кстати, я сделал 20 вариантов концовок для титров, которые были понастоящему забавны, например, я мог бы сказать "Вавилон 5" является эффектной продукцией Babylonian Productions, которую WB выпускает в основном из жалости", каждая следующая концовка изощрялась бы в самобичевании больше, чем предыдущая; и конечно, WB не использовала их. На студии сказали: "Нет, если бы это была комедия, то мы могли бы так сделать", но мы думали, что идея была великолепной я знаю, некоторые люди смотрят мультсериал "Симпсоны" (The Simpsons), чтобы увидеть, что будет написано на доске в классе Барта на следующей неделе.
Демонстрируя глубину дружеских чувств ко мне, Джо устроил мою съемку таким образом, чтобы был закончен очень интересный цикл. Впервые меня позвал на телевидение в 1962 году Альфред Хичкок, который хотел поставить мою историю "Записки из чистилища" (Memos From Purgatory) для первого часового эпизода своего сериала до этого были получасовые. Там было множество интересных молодых актеров, и одним из них был Вальтер Кениг. Я находил его умопомрачительным, вечером я пришел на съемки в Universal и мы познакомились. Вот тогда мы и стали друзьями. Поэтому Джо, обладающий великолепным чувством сюжета и ироничностью, устроил так, что мой актерский дебют перед камерой был в сцене с Вальтером Кенигом. У Джо интересный способ проявлять симпатию, и этот случай тому доказательство.
К несчастью Эллисон должен был заплатить ужасную цену за свое первое появление в кадре, а конкретнее, это одна из самых непривлекательных trading card в последнем выпуске.
Эллисон: Это самая отвратительная карточка в наборе и, может быть, самая отвратительная карточка, когдалибо сделанная в истории расширяющейся вселенной. Вместо того чтобы снять меня в костюме или сделать мое рекламное фото, они взяли один из кадров эпизода, поэтому это единственная чернобелая карточка в наборе, т.к. это была не цветная сценавоспоминание; меня снимали снизу, поэтому я выгляжу как Джабба Хат! [жабообразная туша из фильма "Звездные войны: Возвращение Джедая" прим. авт.] Я не могу смотреть на нее, это такой отвратительный гротеск. Моя жена кричала от ужаса! Это не такое уж большое дело и не беспокоит мое взрослое "я", но когда ранимый ребенок внутри меня смотрит на это, я просто падаю и жалобно хнычу час или около того. Если нам уготовано бессмертие в виде trading card, по крайней мере, лучше выглядеть как Эрол Флинн [геройкрасавец чернобелого Голливуда прим. авт.], а не как гигантская личинка мухи.
В числе деталей "Вавилона 5", связанных с Эллисоном, точно известны еще два случая. Египетское благословение ("Да встанут Боги меж вами и бедой во всех пустынных местах, куда приведет вас путь") в эпизоде "Далекая звезда" пришло из рассказа Харлана Эллисона "Паладин Потерянного Часа" (Paladin of the Lost Hour). Название лайнера "Азимов" в эпизоде "Охотник за душами" это дань уважения со стороны JMS.
JMS: Я глубоко восхищаюсь Азимовым. Харлан Эллисон, концептуальный консультант сериала, был его очень близким другом. Я назвал лайнер в его честь вскоре после смерти Азимова потому, что лично я скучаю по нему, а также ради Харлана его друга.
В последнем, пятом сезоне "Вавилона 5" имя Эллисона как соавтора сценария JMS появилось в титрах весьма необычного эпизода "Взгляд с галерки".
JMS: Он [Харлан Эллисон] много раз говорил: "Почему бы тебе не сделать историю о парнях, которые обеспечивают нормальную работу станции, о синих воротничках, которые содержат все в порядке?" Он надоедал мне этим с самого первого эпизода, так что в конце концов, к пятому году даже я смог уловить намек.
Эллисон: Я собирался сделать сценарий в этом сезоне, и, конечно, Джо и я обсуждали, что это будет, и куда мы его поместим в сюжетной арке. У меня были коекакие идеи, одна из них мы всегда делаем сериал с точки зрения "сильных мира сего": Шеридана, Деленн и тех, кто наверху. Как насчет простых рабочих, тех, кто внизу? Что видит глаз народа, каков взгляд с галерки? Я придумал параллель двух характеров, которые вы видите, с Розенкранцом и Гильденстерном, затем Джо взял это, переработал, поместил в арку и был достаточно снисходителен ко мне, что поставил мое имя в титры эпизода. Я бы не расстроился, если бы он этого и не сделал, но опять таки, это наглядно демонстрирует его честность и абсолютную открытость к сотрудничеству. То же самое было и для другого эпизода ["Объекты в движении"]. У меня возникла идея, и я развил ее до такого состояния, что Джо взял ее и сделал с ней то, что сделал.
В титрах этих эпизодов сначала стоит "Сюжет Харлана Эллисона и JMS" (Story by Harlan Ellison and J. Michael Straczynski), а затем "Автор сценария JMS" (Written by J. Michael Straczynski) JMS задавали вопрос, что это значит?
JMS: Есть две стадии написания эпизода: базовая история, иногда представленная как схема, и затем фактический сценарий, который более детально разрабатывает историю.
Эпизод "Взгляд с галерки" замечателен еще и тем, что Бо и Мак, парочка рабочих, от лица которых ведется повествование, является своего рода визуальной карикатурой.
Эллисон: Джо замечательный шутник. Вы заметите, что первый раз, когда вы видите работающих Бо и Мака, они оба одинакового роста. В течение сцены камера отъезжает, Бо слезает с ящика, на котором он стоял, и оказывается, что он моего роста. Джо сделал этот маленький трюк, и люди стали спрашивать меня "Это ты?". Джо пытался придать ему мою манеру разговаривать, но парень говорит слишком вежливо; то, что он говорит, слишком пристойно, поэтому невозможно, чтобы это был я.
Эллисон также участвовал в разработке идей и сделанного предпоследним эпизода "Объекты в движении", где попытка покушения на Г'Кара имела неожиданные и трагические последствия.
Эллисон: Это исторический факт, о котором немногие люди знают я понял это много лет назад, когда снимали фрагмент "Неприкасаемых" [фильм 1987г., режиссер Брайан Де Палма прим. авт.], затрагивающий этот случай. Все происходило в Чикаго во времена Аль Капоне. Мэром Чикаго был Антон Сермак (Anton Cermak), борец с преступностью, которого нельзя было купить. Городская верхушка и полиция Чикаго в те времена были полностью коррумпированы, Капоне и другие гангстеры платили им всем, чтобы оставаться безнаказанными. Кермак посвятил свою жизнь тому, чтобы остановить их, так что его решили убрать. В то же самое время Франклин Рузвельт, президент Соединенных Штатов, приехал с визитом в Чикаго. Приближались выборы, Рузвельту нуждался в чикагской политической машине, поэтому он приехал произносить речи. Гангстеры поняли, что Кермак будет часто появляться на публике вместе с Рузвельтом, так что момент для нанесения удара оптимальный. Они наняли убийц, три или четыре разных плана покушения развивались одновременно, но были раскрыты, тем самым жизнь Кермака была спасена. Но однажды Кермак присутствовал вместе с Рузвельтом на митинге, когда внезапно человек по имени Джузеппе Занарга (Giuseppe Zanarga), анархист, планировавший убийство президента, протиснулся сквозь толпу с ржавым десятидолларовым пистолетом и выстрелил в Рузвельта. Не то он промахнулся, не то сам Кермак заслонил президента и был убит. Ирония заключается в том, что убийцы были остановлены, но элемент случайности тем не менее убил Кермака.
Когда я начал планировать эпизод, здесь был убийца, который хотел убить Г'Кара, потому, что чувствовал, что тот был поднят почти до божественного статуса, этот ревнитель веры был фанатиком как исламские террористы: и это характер Джузеппе Занарга, так же как Г'Кар мэр Кермак. Параллельная история связана с тем, что деловые партнеры жены Гарибальди вкладывали деньги корпорации в сомнительные проекты, и решили убить ее, чтобы она не узнала об этом и не привлекла их к суду. Вы получаете две сюжетные линии, развивающиеся одновременно. Когда Гарибальди с женой улетают и все выглядит как счастливый конец, парень, который хочет убить Г'Кара выскакивает из толпы и стреляет, но промахивается, попадает в нее, и в этом вся ирония происходящего.
Я подумал: "Чем сделать безмятежный happyend, будет интереснее, если мы добавим ложку дегтя в самом конце".
Однажды ктото спросил JMS о том, как он, будучи 21летним начинающим писателем, позвонил Харлану Эллисону. Согласно JMS, хороший совет, который дал ему Эллисон, заключался в том, чтобы не писать чепухи... т.к. чепуха не продается! Стали ли они друзьями тогда или позже, когда JMS начал разрабатывать Вселенную Вавилона 5?
JMS: Мы не были друзьями до недавнего времени. Однажды я подробно описал ему этот инцидент. Он смутно все помнил и спросил меня "Я тебя оскорбил?". Я ответил, что был бы оскорблен, если бы он не был прав.
Так получилось, что в сети JMS говорит от имени Харлана Эллисона. Почему же у Харлана нет доступа в сеть?
Эллисон: Нас окружает огромное количество вещей, которые можно узнать. Примерно до последних двух десятилетий можно было читать практически обо всем, что происходит в мире. Если вы чегото не знали и встречали ссылку на это событие, вы всегда могли обнаружить нечто, что помогло бы вам осмыслить случившееся. Но теперь... с Интернетом, величайшим распространителем неточных сведений и лживой информации из всех, которые когдалибо знала Вселенная,... стало невозможно доверять любым новостям из любых источников, потому что все фильтруется через этот испорченный телефон слухов.
Поэтому JMS анонсировал выходы книг и записей своего друга, а также объявлял о его появлениях на конференциях. Но JMS приходилось делать не только это. Если просмотреть сообщения, связанные с именем Харлана Эллисона, можно увидеть, что в половине из них JMS, как друг защищал Эллисона от любого рода нападок, а во второй половине JMS отрицал различные предположения поклонников сериала. Нет, PPG придумал не Харлан, Инквизитора тоже не он.
В числе любимых научнофантастических книг JMS называет все книги Харлана Эллисона. Несколько раз отвечая в сети на вопросы, о том, кто оказал на него наибольшее влияние как на писателя, JMS неизменно называл Харлана. После чего, естественно, получал вопросы о заимствованиях.
JMS: Сюжетная арка "Вавилона 5" не имеет ничего общего с тем, что когда либо появлялось в работах Харлана. Это изолированные и различные вещи. Я придумал эту историю полностью самостоятельно.
Зная, что сценарист Харлан Эллисон никогда не боялся демонстрировать несогласие с продюсерами и бывало снимал свое имя из титров, коекто высказывал свое неодобрение подобной строптивости. JMS, как обычно, защищал друга.
JMS: Это стандартная политика Гильдии писателей [убирать свое имя из титров прим. авт.], если писатель считает, что конечный результат не отвечает его намерениям, и он не боится сжечь мосты. В чем проблема? Это его право. Так делают многие. Что из этого?
Тогда в сети появились предположения, что именно по этой причине имени Эллисона нет в титрах "Вавилона 5", или же он не пишет сценарии потому, что ему не нравится сюжетная арка. JMS отвечал, что здесь нет ничего странного, у Харлана есть и другие занятия, он пишет для других сериалов, просто пишет, и еще выпускает книги И работает с "Вавилоном 5" как консультант.
JMS: Если бы он был чем то недоволен, он не возобновлял бы работу каждый год.
Начиная с первого сезона ходили слухи о вотвот ожидающихся сценариях Эллисона, но сам он утверждает, что все это не более, чем очередная шутка JMS.
Эллисон: На самом деле я собирался начать запланированный сценарий, но Джо, чтобы подколоть и позлить меня, сказал всем, что я собираюсь писать продолжение к "Демону со стеклянной рукой" (Demon with a Glass Hand), моему сценарию для сериала "За гранью возможного" (Outer Limits). Любой, кто меня знает, знает, что я никогда не пишу продолжений ни к чему, даже к [повести] "Мальчик и его собака" (A Boy and His Dog), являющейся только частью более длинного романа, над которым я работал в течении 20 лет, и две другие части которого опубликованы. Так вот Джо сказал всем "Да, Харлан собирается сделать сценарий, в котором Трент (Trent) из "Демона со стеклянной рукой" появится вновь и мы собираемся позвать Боба Калпа (Robert Culp), чтобы он сыграл эту роль". Все стали спрашивать меня, а я вообще никогда не намеревался делать это. Этот лунатик все выдумал! В томто и проблема быть комуто лучшим другом, вы разыгрываете друг друга, и иногда позже это выходит вам боком.
Как и обо всем прочем, Эллисон говорит без обиняков, когда разговор заходит о "Вавилоне 5". Хотя он оправданно гордится своей связью с сериалом, он не боится указывать на изъяны, и это определенно включает коекакие аспекты оригинального пилота "Встречи".
Эллисон: Я скажу это сейчас, хотя я уверен, ни WB, ни Джо не понравится, что я делаю, однако я считаю, необходимо, чтобы ктонибудь сказал, человек, который режиссировал пилот, проделал свою работу ужасно. Он снял так плохо, режиссировал так плохо, что сериал потерял многих первых поклонников.
Когда я смотрел пилот, который еще не видел до того времени я видел куски, пока фильм был в производстве мое сердце упало. Он просто разбил мне сердце. Потому что я видел, что написал Джо и какие богатые возможности открывались здесь. Мы смотрели на экран, потом мы пошли в индийский ресторан через улицу и просто сидели там. Джо очень скрытный человек, как вы могли заметить, и многое хранит внутри себя. Он разговаривает со мной, Катрин и Джоном Коуплендом, но по большей части Джо следует собственным советам и вы никогда понастоящему не знаете, где у него болит, или что происходит. Мы сидели в ресторане и были довольны потому, что пилот был снят и пойдет в эфир, но мы оба знали, то, что мы видели, недостаточно хорошо для немедленного успеха.
Несмотря на первоначальные проблемы, сериал стал выдающимся достижением, и писатель кладет лавры за успех "Вавилона 5" прямо к ногам создателя сериала.
Эллисон: То, что Джо был способен делать с бюджетом, просто изумительно. Ктото имел в пять раз больше денег в других сериалах, но они и наполовину не выглядели так хорошо или не были настолько же глубоки.
"Вавилон 5" это был танец Джо, а мы все были просто приглашены прийти потанцевать, и неважно, как ты был хорош как партнер, даже если я был Джинджер Роджерс, Джо всегда был Фред Астер. [Фред Астер и его партнерша Джинджер Роджерс были знаменитыми танцорами; после того как она покинула сцену, Фред Астер продолжал танцевать и прославился еще больше прим. авт.]
Для меня работа над "Вавилоном 5" была уникальной, потому что я не работал "на "Вавилон 5". Я работал на Джо. Мы с Джо друзья. Мы безоговорочно доверяем друг другу. "Вавилон 5" это оркестр, где Джо дирижер. Поэтому вот первое, что я сказал себе: "Ладно, ты не можешь изменить направление всего этого, ты не можешь здесь командовать, это не твоя мечта! Ты сел в его поезд так что продолжай ехать". Как только я сказал себе это, я сразу же стал инструментом для реализации мечты Джо. Когда Джо нуждался во мне, он просто активировал меня. Он звонил мне и говорил: "Мне нужно это, мне нужно то", или "Что ты думаешь об этом, посмотри вот на то", и я выполнял эту работу. Подобные вещи очень легко делать. В этом нет стрессов, нет проблем, никаких гроз и бед. Все осложнения сваливаются на него. Он был буфером для меня.
Я в кино и на телевидении с 1962 года, работал со всякими людьми: теми, чьи имена легенда и другими, чьи имена остались скрыты за сценой, и я должен сказать вам, я обожаю Джо. Получается, что я воспринимаю его двойственным образом потому, что с одной стороны мы приятели, мы общаемся и делаем чтото вместе, а с другой стороны, я смотрю на него как на абсолютный феномен.
Я воспринимаю его намного более серьезно, нежели себя самого. Он воспринимает меня значительно серьезнее, чем себя. Получается очень милый психологический феномен потому, что на пару мы обладаем достаточным эгоцентризмом, чтобы править целым миром.
Полное имя: Харлан Джей Эллисон (Harlan Jay Ellison)
Псевдоним для титров: Cordwainer Bird
Родился: 27 мая 1934 г. в городе Пайнсвилл, штат Огайо, США (Painesville,
Ohio, USA)
Рост: 5 футов 5 дюймов
Привычки: Не пьет, не курит, и никогда не употреблял наркотиков.
Адрес и номер телефона не менялся последние 26 лет.
Братья/сестры: старшая сестра Беверли
Эллисон использует в своих работах псевдоним Cordwainer Bird, когда считает, что продюсеры вмешались в целостность его оригинальной истории, и он хочет, чтобы об этом знал весь мир. Теперь, если вы видите в титрах Cordwainer Bird, вы знаете, Эллисон так зол, что собирается заставить продюсеров публично признать факт (через титры), что он считает их хуже, чем тупицами.
Эллисон не любит людей, вмешивающихся его работу. Почему считается, что исправления всегда идут на пользу? Когда эпизод "Город на краю вечности", написанный им для сериала Star Trek, получил в 1967 премию Хьюго, его оригинальный сценарий забрал премию Гильдии писателей за самый выдающийся сценарий 19661967 годах. То же самое было с его оригинальным вариантом для пилота сериала "Затерянные в космосе" (Starlost). Также Эллисон не любит людей, которые у него сдирают, когда ABCTV и Paramount списали рассказ 1970 года "Брилло" (Brillo), Эллисон наказал их на 337,000$ через суд.
Однажды в сети ктото упомянул след из искромсанных телепродюсеров, которых Харлан оставил за собой в кильватере и, признавая долговечность отношений Харлана Эллисона и JMS на "Вавилоне 5", ради телепродюсеров, которые могут работать с Харланом в будущем, и ради людей, которые их любят, попросил Джо открыть секрет, как Джо делает это.
JMS: Просто. С уважением отношусь ко всему, что он приносит и не достаю его. За все годы, что я называю Харлана другом, я никогда не видел, чтобы он наехал на когото, кто не наехал бы на него первым.
А теперь пусть о нем говорит человек, который хорошо его знал, более того, был близким другом Харлана Эллисона.
Айзек Азимов: Самым колоритным характером, который я когда либо встречал на конвенциях по научной фантастике в 50е годы, был Харлан Эллисон, который тогда толькотолько вышел из подросткового возраста. Он был пять футов четыре дюйма ростом, но это ничего не значило. Таланта, энергии и храбрости в нем было на восемь футов.
Он родился в 1934 году и его детство было ужасным. Будучи всегда маленьким и слишком умным, он обнаружил, что может легко подкалывать придурков, окружающих его. Но он мог использовать лишь слова, когда придурки могли использовать их кулаки. Он провел свое детство (как однажды сказал о себе Вуди Аллен), будучи битым всеми и каждым, независимо от расы, цвета кожи и религии.
Это озлобило его, но не научило держать язык за зубами. Вместо этого, когда он подрос, он поставил себе задачу научиться различным видам самозащиты, и пришло время, когда он стал опасен для любого громилы, который к нему привязывался, Харлан мог уложить его без проблем.
Харлан применяет свой дар цветистой и пестрой брани на тех, кто его раздражает: нахальные поклонники, закоснелые редакторы, неоперившиеся издатели, навязчивые незнакомцы. Настоящего ущерба причиняется мало, но это особенно тяжело для редакторов, которыми оказываются молодые женщины, не привыкшие к странностям авторов. Он может довести их до слез в три минуты. Результатом является то, что многие редакторы, а также большое количество других обитателей Голливуда не желают иметь с ним дела. Более того, он так живописен, и его влияние настолько сильно ощущается во всех направлениях, что многим нравится рассказывать о нем гадости.
Это очень плохо по двум причинам. Вопервых, он один из лучших писателей в мире (это мое мнение), гораздо более искусный в этой области, чем я. Просто ужасно, что он оказывается постоянно впутанным в дела, которые не имеют ничего общего с его творчеством, и которые сильно его отвлекают.
Вовторых, Харлан не тот человек, каким кажется. Он находит извращенное удовольствие в том, чтобы демонстрировать свою худшую сторону, но если вы будете это игнорировать и пройдете через его шипы дикобраза (даже если это вызовет у вас кровотечение), вы обнаружите душевного, любящего парня, который отдаст за вас всю кровь, если думает, что это сможет помочь.
Я и сам неплохо умею ругаться , и я единственный человек, который способен противостоять ему на публике больше, чем полминуты без того, чтобы меня сравняли с землей. (Думаю, я могу даже продержаться пять минут.)
Я обожаю публичные разборки с ним. Это некая игра между нами. Хотя, без свидетелей между Харланом и мной никогда не было трений, и если я говорю вам, что он чувствительный и любящий, не слушайте ничего другого. Я знаю лучше и я прав.
Еще одно напоследок. Харлан обладает невероятным шармом, и я не имею представления, сколько красивых и высоких женщин он знал. Он был женат пять раз. Первые четыре брака были короткими и кошмарными, но пятый, с прекрасной молодой женщиной Сюзан (Susan) кажется прочен, и Харлан стал мягче. Я надеюсь. Он заслужил больше счастья, чем имел до сих пор.
"Один из самых великих американских авторов, пишущих рассказы" как назвала его газета "Вашингтон Пост", Харлан Эллисон получил больше наград за свои книги, повести, эссе, статьи, газетные колонки, более двух десятков телесериалов и дюжину фильмов, чем любой из живущих писателей. Он путешествовал с рокгруппами такими, как "Роллинг Стоунз", и его роман об этом был назван музыкальными критиками "самым лучшим романом о мире рокмузыки за последние четверть века". Хотя у Эллисона даже нет компьютера, он поразил мир электронных развлечений, создав отточенный сценарий для недавно выпущенной компьютерной игры "У меня нет рта, и я должен закричать" (I HAVE NO MOUTH, AND I MUST SCREAM), которая стала бестселлером, и в которой сумасшедший богкомпьютер говорит его голосом.
Он актер, критик, писатель, сценарист. Выбирайте любое из этого списка, только не стоит называть его писателемфантастом.
Эллисон: Назовите меня "писателемфантастом", и я явлюсь к вам домой и прибью голову вашего кота или собаки к столу.
У писателя Харлана Эллисона есть книжная серия "На грани" (Edgework), которая стала возможной после того как, проведя несколько лет в поисках издателя, Эллисон заключил контракт с White Wolf. "На грани" это массивное 20томное собрание его лучших работ, которому нужно 10 лет для завершения. Большинство томов содержат две книги, и первые четыре тома уже вышли и расходятся очень хорошо. Пятый, отложенный изза болезни Эллисона и скучных, но неприятных производственных проблем, также будет вскоре опубликован.
Эллисон: Я пытаюсь печатать свои книги, т.к. я все еще пишу и стараюсь совершенствовать свое мастерство. Для меня очень важно оттачивать свои способности, что значит постоянно работать. Я всегда пишу о том, что происходит вокруг меня и, чтобы так поступать, вы должны иметь издателя, который согласен публиковать не только большой объем материала (а у меня сейчас 74 книги), но согласен публиковать книги разных жанров. Я ненавижу, когда меня называют писателемфантастом потому, что я не писательфантаст. Я сражаюсь с этим 30 лет, так что проблема не в том, чтобы найти издателя, а в том, чтобы найти такого, который опубликует все. В каждом томе две книги и мы делаем два тома в год. Я пишу к ним длинные предисловия, которые, кажется так нравятся людям; это как периодически писать письма читателям.
У актера Харлана Эллисона есть, кроме всего прочего, коллекция аудиозаписей.
JMS: Большинство из вас возможно и не подозревает о существовании "Коллекции записей Харлана Эллисона". Харлан кроме того, что является концептуальным консультантом "Вавилона 5", еще известный писатель, также изумительно играет на сцене и читает свои произведения. Одна из его записей была недавно номинирована на Грэмми.
Теперь, когда сериал "Вавилон 5" достиг наконец статуса пятилетней арки, Эллисон собирается работать с JMS над "Крестовым походом". Ему неинтересно говорить о возобновлении "Вавилона 5" еще на сезон, это перспектива, которую он отметает с ходу.
Эллисон: Мне кажется, каждый телесериал основан на своем собственном внутреннем жаре. Вы смотрите "Сейнфилд" или "Друзей" или "Я люблю Люси" или чтото еще и это очень горячо год или два, или три, или даже четыре или пять лет, но ко времени, когда наступает шестой, седьмой, восьмой, девятый или десятый год, все уходит. Это потому, что новизна того, на что вы смотрите, стирается, маленькие трюки становятся застывшими, и все, что они делают это пережевывание того, что они когдато уже ели.
Мне понастоящему неинтересно продолжать смотреть "Вавилон 5" в той форме, как он идет сейчас. Как создатель, я перенес свой интерес на "Крестовый поход", где я буду помогать Джо планировать историю, но мы собираемся использовать и других авторов. Джо не собирается писать все в этот раз слава Богу, потому, что я не могу дольше это выносить. Парень старел прямо у меня на глазах, ведь он работал как проклятый.
Сейчас Эллисон оглядывается на свою работу в "Вавилоне 5" как на один из пиков в профессиональной карьере, в которой уже есть множество вершин.
Эллисон: Я работаю на телевидении с 1962 года, и не на многое я могу оглянуться с таким большим удовольствием. Некоторые вещи были сделаны хорошо я получил 4 премии Гильдии авторов за одиночные работы никто никогда этого не добивался поэтому я думаю, что обладаю некоторым талантом в этой области. Когда я оглядываюсь на свои работы, насколько я могу вспомнить, я никогда не делал ни одну из них ради денег... я делал их потому, что хотел сделать именно эту конкретную вещь или потому, что думал, это будет забавно... Но. Многое из того, на что я оглядываюсь, это просто работа и это нормально, это достойная работа, но не то, что имеет какието последствия. Работать над "Вавилоном 5" было честью. Это было большое удовольствие и придающий силы опыт. Когда я писал для сериала "За гранью возможного", это была тоже важная работа. Бывали вещи, на которые я был способен посмотреть, пока я делал их, и сказать "Это лучшее из того, что можно сделать. С этим будут считаться, это будет иметь значение" Когда мне придется лечь в могилу, я смогу взять это с собой, зная, что это было хорошо потраченное время. Вот так я отношусь к "Вавилону 5" как к очень маленькому кусочку моих работ, который был достоин того, чтобы заниматься им.
Выпущенная не так давно, коллекция произведений Харлана Эллисона, удачно названная "Ускользающая страница" (Slippage) была засыпана восторженными отзывами критики.
Эллисон: Реакция была великолепной. Самое важное в хвалебных рецензиях это то, что сейчас, когда они выходят, мне уже стукнуло 64 года, я профессионально пишу с 1955 года, а это большой кусок времени. Многие писатели, которых я знаю, или устарели, или выдохлись, или попали в колею, где они пишут одно и то же снова и снова, или они все бросили. А эти рецензии говорят, что я пишу вещи, которые так же экспериментальны и остры как те, что выходили в 1965 году. Это понастоящему радует меня, т.к. это значит, что я все еще могу быть первооткрывателем, все еще могу рассказывать оригинальные истории; и сделанная работа дает мне основания продолжать писать, а не собрать вещи и удалиться на покой или поставлять бледный хлам за Большие Бабки.
|
|||||||||
Последнее обновление: 20 ноября 2000 года | © 1999-2000 Iren |