Архив Книги вопросов за 1999 год Веpнyться к началу Книги Вопросов

В 1999 году нам задавали вопросы (перечислены в порядке поступления):
Об искусственной силе тяжести на кораблях нарнов
Почему ликвидировали Вавилон 5 (комментарий JMS)
О биографиях актеров на сайте
О мультимедиа–архивах
О Ворлоне
О фильмах на видео
О выражении "час волка" (комментарий JMS)
О вооружении минбарских крейсеров
Об игре по мотивам сериалов
О том, как создать копию сайта
О телепатизации по Бестеру
О звуках в вакууме и ракетах
Об Уничтожителе планет Теней
О сериале на видео
Об архивах сообщений JMS
О расе так'ча
Еще об играх по мотивам сериала
О членстве Шакири в Сером Совете
Об источниках знаний центавриан о гиперпространстве
О некоторых подробностях биографии Майкла О'Хары
О роли Деленн в развязывании войны с людьми
Об отсутствии видеороликов на сайте
О дне рождения
О хронологии "Реки душ"
О причине вымирания икарран
Еще о биографии Майкла О'Хары
О минбарке Катс
В очередной раз о биографии Майкла О'Хары (на английском)
Еще об Уничтожителе планет Теней
О замораживании
Об особенностях нашего цитатника
О различиях в подаче материала на сайте и в книге
О "The Well of Souls" и "The Cathederal"
О женщинах в Вооруженных Силах Земли
О шестом сезоне
О странных ассоциациях
О размере сайта (сведения на момент ответа)
О количестве серий в эпизодах
О музыке к сериалу
Об истории сайта
О Дэвиде Шеридане
Об издании переводов "вавилонских" новелл
И снова о биографии Майкла О'Хары
Об авторе внешнего облика Теней
О стоимости съемок сериала и фильмов
О личной жизни Ивановой
Об истории конфликта нарнов и центавриан

27/12/1999, 20:00 Slava

Спасибо вам зато что вы ответили на мой вопрос 25 и 26 декабря.И еще один вопрос из-за чего началась война между Примой Центавра и Нарном и если можете назовите серию где можно найти описание войны.СПАСИБО!!!

Фактически, война между нарнами и центаврианами была непрерывной с 2109 года, с момента Первой Оккупации Нарна. За это время характер и интенсивность боевых действий, а также причина конфликта неоднократно менялись. Сначала, первые сто лет, это была партизанская война на выживание, в ходе которой нарны стремились изгнать захватчиков–центавриан со своей родины. Затем, через 20 лет, около 2229 года, Режим Нарна начинает свою космическую экспансию и, желая отомстить, захватывает ряд центаврианских колоний. Республика вынуждена была отступать и так продолжалось до 2258 года, когда после нападения на колонию Рагеш III экспансия Режима Нарна столкнулась с противодействием других галактических держав. В течении полутора лет, вплоть до смерти Императора Турхана в апреле 2259 года, между Нарном и Центавром происходят только незначительные пограничные стычки. Вмешательство Теней провоцирует новую полномасштабную войну, которую через 7 месяцев (с их же помощью) выигрывает Центаврианская Республика. С этого момента и до начала 2261 года война вновь становится партизанской.
Война 2259 года служит фоном 12 эпизодов второго сезона, начиная с "Пришествия Теней" и заканчивая "Долгой битвой в сумерках".

27/12/1999, 01:57 Знаете <vorlon@vorlon.net.ru>

Ворлонская диаспора в России интересуется важным(для философского
осмысления)вопросом.
ВОПРОС НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ШУТКОЙ! >:->
В серии Sic Transit Vir Иванова говорит, что у нее "таких отношений никогда не было"
Но в других сериях она говорит:
а) я УЖЕ не замужем
б) что-то о ПЕРВОМ РАЗЕ
Несастыковочка выходит... Или ляп переводчиков с ТВ666
Да, понимание меч с 3 кромками: наша сторона, ваша сторона и ... сторона ТВ6

Вообще говоря, ничто человеческое Ивановой не чуждо. В эпизоде первого сезона "Молитва войны" действует некто Малколм, член "Земной Гвардии". Когда–то между ним и Ивановой существовали довольно тесные отношения, прервавшиеся по инициативе Сьюзан (она предпочла карьеру в Вооруженных Силах предложениям Малколма). Таким образом, некоторые несоответствия можно отнести на счет не совсем удачного перевода или некоторого преувеличения со стороны Ивановой (в конце концов, с чего бы ей откровенничать?), но в целом противоречия здесь нет.

24/12/1999, 19:13 Slavik

Сколько стоит проект ВАВИЛОН5

Стоимость съемок сериала — то, что Стражинский всегда ставил в заслугу Babylonian Productions. По его утверждению, бюджет "Вавилона 5" никогда не превышал 900 тыс. долларов на эпизод, таким образом, съемки всего сериала обошлись примерно в 100 млн. долларов. Для сравнения: эпизод Star Trek стоит от 1,2 до 1,4 млн. долларов (а иногда и больше). Таким образом, Babylonian Productions удавалось экономить от 25% до 35% для Warner Bros.
Во всех этих подсчетах не учитывалась стоимость съемок телефильмов по мотивам сериала. Там расценки совершенно иные, например, двухчасовой "В начале" обошелся почти в 3 млн. долларов.

05/11/1999, 17:20 Перепияка Александр <ajax@windoms.sitek.net>

ВСЕ-ТАКИ!!!
Кто из художников сериала придумал "Тень", Этого ПОТРЯСАЮЩЕГО паука (ОБОЖАЮ насекомых!!)
Заранее благодарен! :-)))

Если Вы говорите о корабле Теней, то его, как и большинство других инопланетных кораблей, и саму станцию придумал Рон Торнтон, сотрудник Foundation Imaging, ведущий специалист по спецэффектам первых трех сезонов "Вавилона 5".

19/10/1999, 07:30 Kate <tu160a@cityline.ru>

Hi !
На Вашей страничке про Майкла O'Hare
написанно, что он "даже записался на курсы
сценаристов ". Когда это было ?! Миссис
Ruth O'Hare утверждает обратное. Что делать ?
Жду комментариев...

Все необходимые комментарии есть в новой версии этой страницы. Благодарим за помощь.

15/10/1999, 08:00 Петр <poirot@mail.ru>

В разделе "Хроники Вавилона" Вы ссылаетесь на несколько новелл о В5. Есть ли надежда, что когда-нибудь мы сможем прочесть их на русском. Есть ли хоть одно издательство, которое хотело бы выпускать книги о Вавилоне.

К сожалению, пока таких планов ни у кого нет. Мы надеялись, что толчком для издателей послужит "Место действия: Вавилон–5", но с точки зрения издательства она получилась неудачной в коммерческом отношении (спрос оказался значительно ниже того, на который они рассчитывали). Так что ожидать в обозримой перспективе издания перевода какой–либо "вавилонской" новеллы, увы, не приходится.

07/10/1999, 21:34 Сеня

Действительно ли Синклер сын Шеридана и Деленн

Вообще говоря, это не из чего не следует. Мало ли на свете всяких Дэвидов, не все же они дети Шеридана и Деленн. :)

05/10/1999, 11:24 Danny

1 Вы пишите(К оружию), что на месте капитана Вавилона 5 Шеридан продержался менее трех лет,
когда как в "Между тьмой и светом" Гарибальди говорит, что они работали с Шериданом около
четырех лет, но ведь Шеридан в то время был еще капитаном Вавилона и до своего назначения
на Вавилон с Гарибальди не встречался!
2 Фан клуб имеет такую же структуру как и у вас(я имею ввиду энциклопедию, хроники, все теже
самые тексты, за исключением background'a). Кому принадлежат заслуги создания всего этого,
вам или Фан клубу ?
3 Пятый сезон это Огненное колесо или Крестовый поход? Что такое остальное?
4 Где ссылка на mov?
5 А еще подскажите, что можно приобрести на компашках о Вавилоне5.
Заранее благодарен.

1) С ходу на такой вопрос ответить трудно, надо проверять первоисточники, но можно предположить, что Гарибальди говорил не о работе с Шериданом, а о своей совместной с другими офицерами "Вавилона 5" деятельности, направленной против политического течения, взглавляемого президентом Кларком.
2) Дело в том, что во–первых сначала переводы материалов с Lurker's Guide и из других источников (как нетрудно догадаться, практически все фактологические материалы по "Вавилону 5" — суть переводы с английского) выполнялись с намерением разместить их на сайте клуба, но затем, в силу некоторых причин, авторы "совпадающих" переводов перестали сотрудничать с клубом и с ноября 1997 года работают над Beyond Babylon 5. Естественно, у клуба остались тексты переводов, выполненных до этого времени. Однако, с тех пор тексты нашего сайта многократно перерабатывались и дополнялись, в особенности материалы по эпизодам 3–5 сезонов "Вавилона 5" и Малая энциклопедия ксенобиологии. Во–вторых, как уже указывалось выше, многие страницы базируются на англоязычных материалах, так что нет ничего странного, что содержание их переводов во многом совпадает. Однако, если Вы внимательно сравните наши варианты и варианты клуба, то легко убедитесь, что они отличаются отнюдь не только фоном, как Вы почему–то решили. Даже их компоновка на страницах зачастую не совпадает (особенно это относится к "Хроникам"), объем задействованных первоисточников у нас и у авторов сайта клуба также значительно различается (яркий пример — упоминавшаяся Вами хронология. Сравните как–нибудь на досуге ее проработанность у нас и у клуба). В–третьих, попробуйте найти у фан–клуба сценарии эпизодов "Крестового похода".
Приведенных соображений, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы убедиться в отсутствии прямой связи между нашим сайтом и сайтом фан–клуба. Раньше такая связь была, потому что сайт клуба в свое время делали те же люди, которые делают теперь Beyond Babylon 5, а также потому, что начиналось все с переводов одних и тех же англоязычных материалов. Так что каждый заслуживает того сайта, который имеет. :)
3) Пятый сезон "Вавилона 5" называется "Огненное колесо" (Wheel of Fire). "Крестовый поход" — совершенно самостоятельный сериал, задуманный как продолжение "Вавилона 5".
4) Ссылку на видеоролик смотрите в четвертой части сценария "Сна в сиянии".
5) Если Вы имели ввиду музыку, обратитесь к сайту Sonic Images, выпустившей целую серию саундтреков к сериалу.

30/09/1999, 22:29 Roman <s_roman@tma.tmn.ru>

Хочу сказать что вас сайт мне очень понравился. Я смог прочитать и посмотреть много интерсных вещей.

Это скорей не вопрос а просьба.
Могли бы вы мне послать ссылки на сайты, где можно было прослушать и по возможности скачать музыкальные темы к Ваилону 5.

Посмотрите на нашей странице ресурсов в рубрике "Мультимедиа". Кроме того, если вы внимательно присмотритесь к странице B'n'W, то сможете обнаружить полный саундтрек Кристофера Франке "Сюиты Вавилона 5" в формате МР3.

30/09/1999, 15:22 MOLCHFAN

Обьясните сколько серий в1 2 3 4 ЭПИЗОДАХ

Вопрос совершенно непонятен, будьте добры его уточнить. В "Вавилоне 5" официально только 2 двухсерийных эпизода: "Глас в пустыне" из первого сезона и "Война без конца" из третьего. Стражинский утверждал, что считает последние 5 эпизодов пятого сезона (без "Сна в сиянии") одним пятисерийным эпизодом, но это только его точка зрения, официально они считаются абсолютно самостоятельными.

17/09/1999, 15:48 Павел

Сколько весит ваш сайт с графикой и архивами, но без mov'ов?

По приближенным подсчетам (не учитывались конференция, книга вопросов и некоторые служебные файлы) сайт содержит 3018 файлов в 73 директориях общим объемом около 155 мегабайт. Видеоролик на нашем сайте всего один, его размер примерно 5,5 мегабайт.

29/08/1999, 19:31 Danny

Давно, давно наверно около двух(я даже не уверен) лет назад я увидел кусок серии из Вавилона 5.А увидел я вот что : Станция называлась Форт Надежда. Г Кар посорился толи с Шериданом , толи с Синклером и вызвал его на какой-то там нарнский бой на шестах. Бой должен был вестись до смерти.
"Что ты можешь предложить мне?" - спросил Г Кар (а может и другой нарн) у землянина.
"Свою жизнь" - ответил землянин.
"Твою жизнь я заберу и так, что ты можешь предложить помимо этого?" - ответил нарн.
Затем в кадре появляется Иванова (ее я точно помню) и с чуть ли не визгом спрашивает у капитана:"Ты что! пообещал?"
Капитан:"Форт Надежду"
-Ты сошел с ума.
-У меня не было другого выбора.
Затем нарн бьется с землянином, и проигрывает. По правилам противник должен быть убит, но Шеридан (или Синклер) опускает занесенный шест над побежденным нарном в ратерености. Тогда из толпы окружавшей арену выбегает какой-то нарн и начинает кричать "Убей его. убей!!". На что Шеридан протягивает шест ему и говорит "Сам убей". Нарн отступает. Тут встает Г Кар и начинает длинную речь о нашей чести и благородстве и ихнем предательстве и еще чем-то.
Это все что я помню.Может я что-то путаю(хотя вряд ли)
или же это какая-то ранняя весия Вавилона?

Можем с уверенностью утверждать, что ничего похожего на такой фрагмент ни в сериале, ни в фильмах по его мотивам никогда не было. Дуэль на шестах имела место (подробнее см. эпизод "Уровень 17 не числится"), но сюжетная канва этой дуэли совершенно иная. Описанный вами фрагмент больше похож на отрывок из фан–фикшн по мотивам "Вавилона 5", но скорее всего это кусок из какого–то другого фильма.

Большая просьба: в следующий раз будьте аккуратнее с кодировками кириллицы.

20/08/1999, 05:09 Nick C.

522 Неужели это все?!!! Будет ли снят шестой сезон?

Нет. История Вавилона 5 закончена, сериал завершен.
Продолжением "Вавилона 5" задуман сериал "Крестовый поход", подробнее о котором Вы можете узнать на нашем сайте.

25/07/1999, 22:19 Даниил Корюков

Не отступать,не здаваться Почему в вооруженных силах Земли так много женщин

Скорее всего, из–за распространенного сейчас в США воинствующего феминизма. :)

15/06/1999, 09:24 Александр Краснянский <kavtig@advent.avtlg.ru>

Где упоминались объекты под названием The Well of Souls, The Cathederal?

The Well of Souls — рабочее название "Реки душ", а The Cathederal — это слишком общее слово, никаких ассоциаций. Может быть, если указать контекст, что–нибудь отыщется.

11/06/1999, 18:54 Витек <victor@sp.cs.msu.su>

В недавно вышедшей книге "Место действия: Вавилон 5" меня заинтересовали "Очерки о земном космофлоте середины XXIII века". Планируете ли вы размещать подобные материалы здесь на сайте? По-моему способ подачи информации в "Очерках" более удачен по сравнению с Малой Энциклопедией Ксенобиологии, поскольку дается взгляд на весь флот в целом, а не разбивается на кусочки, посвященные отдельным кораблям.

Возможно, мы опубликуем здесь эти материалы (этому нет никаких принципиальных препятствий), но в дополнение, а не вместо статей энциклопедии, поскольку во–первых, кое–что в эти очерки не попало по соображениям объема, им выделенного, а во–вторых потому, что энциклопедия всегда составлялась как скорее справочник, нежели описание. Соответственно, складывалась и ее компоновка.
Вообще же в конце июля — начале августа мы намерены выложить значительно обновленную версию энциклопедии, в которой, в частности, будут дополнены и статьи о космофлоте.

03/06/1999, 10:30 Vlad <usatu@hotmail.com>

Почему на Вашей странице "Сериал в цитатах" в некоторых фразах
отсутствует оригинальный текст на английском?

По мере сил и возможностей мы стараемся воспроизводить на этой странице оригинальные фразы на англ. языке, но следует учесть, что во избежание ошибок мы стараемся приводить только фразы, записанные носителями языка, а такие не всегда удается найти.

02/06/1999, 11:58 artyom <boyars@psu.ru>

Как корабли Армии света смогли окружить Белую звезду Шеридана
если их двигатели были остановлены холодом
4 сезон
Эпизод:в самое пекло

По всей вероятности, это то, что в народе называется ляпом. :)
[08.06.1999] Вообще говоря, из эпизода не следует, что "замораживанию" подвергался кто–нибудь, кроме "Белой Звезды" Маркуса/Ивановой. Например, "Белую Звезду" Шеридана точно никто не морозил. Так что очень может быть, что никакого противоречия или ляпа в этом месте нет.

28/05/1999, 02:15 Кася < >

Во время серии "В самое пекло" есть сцена, где Тени накрыли непроницаемым холодным облаком часть пространства. Возможен ли в космосе (в вакууме) какой-либо скачок температуры или это было неизвестное оружие Теней?

Мы считаем, что остановка двигателей — проявление действия какого–то элемента Уничтожителя планет Теней. В принципе, в космосе могут быть скачки температуры, но корабли должны иметь от них защиту, иначе полеты в космосе вообще невозможны. Таким образом, остановку двигателей следует считать нештатной ситуацией, результатом действий Теней.

22/05/1999, 17:12 Kate

Hello!
Как Вам такое нравится?
Michael O'Hare:" I grew up on the south side of Chicago. Then we moved to
Chicago Heights. I then came east for College at Harvard and then
from Harvard , I came to New York City.
I took a leave of absence in my senior year with honors and I hope
to go back and finish one day.
I knew when I was very young. I used to watch the movies.My dad
would talk to me and point out how certain actors would use their
eyes to convey a feeling. Enjoyed watching the movies when I was
a kid and sort of lived in them.
Spencer Tracy, Clark Gable..Humphrey Bogart when I got older.
And as I got older Ingrid Bergman. Audrey Hepburn, John Wayne..
There's so many of them.
My father was Irish and a little bit of German. My Mother was
Italian. My home was an exciting place..We were a very passionate
family. My brother is a Captain in the US Navy, and my other
brother flys F14's with his squad called the Bounty Hunters.
My sister, Chrissie tags bears in Northern Michigan. They're
building a log house up there. I recently went to see her. "
(from the INTERVIEWS)

14/05/1999, 20:25 Александр Краснянский <kavtig@advent.avtlg.ru>

В каком источнике упоминалась минбарка по имени Катс?

Мы не уверены в том, что это минбарка. Это новый член Серого Совета от Касты Мастеров, введен в Совет в 2261 году, после гражданской войны, упоминался в эпизоде "Переходные моменты".

13/05/1999, 08:58 Kate

Hello !
Это опять насчет Michael O'Hare и его сына.
Вы представляете, какие новости мне прислала
подруга из Чикаго?
"Actually, Ben is not his biological son. He is the son who belongs to a
former girlfriend he used to live with. But Michael grew very close to him
and considers him his "son". Which I think is very sweet."
Только откуда она об этом узнала, я понятия не имею.
То, что она мне сообщила- правда ?
Заранее спасибо. Жду ответа.

Вся информация на этот счет, которой мы располагаем, почерпнута из двух интервью самого О'Хары, которые он давал журналам Zocalo и Official B5 Magazine. Так что эти сведения ни подтвердить, ни опровергнуть мы не можем. Благодарим Вас за примечательные подробности.

11/05/1999, 00:17 Александр Краснянский <katig@advent.avtlg.ru>

Есть ли где-нибудь упоминания о том, какая именно раса атаковала Икарру,
что привело в конечном счете к гибели тамошней цивилизации?

Во–первых, погибли икарране вовсе не в результате вторжения, а из–за в корне неверного подхода к созданию своего "абсолютного оружия". Во–вторых, вопрос, кто именно нападал на Икарру, Стражинскому, по–видимому, никогда не казался важным, а потому это никак не конкретизировано. В самом сериале сказано только следующее:

    F r a n k l i n: Over the course of their history, the Ikarrans were invaded half a dozen times, each assault more deadly than the first. They needed to create the perfect weapon, able to adapt to any situation. An organic weapon, capable of independent thought.
Более, кажется, это нигде не обсуждалось (в источниках, заслуживающих доверия, разумеется). Так что утверждения Кристофера Руссо (автора VEX) о том, что это были Тени или их союзники, остаются целиком на его совести.

08/05/1999, 22:57 kindzadza

Между какими эпизодами 5-го сезона (по хронологии)
происходит действие фильма "Река душ"?

Достаточно заглянуть в наш анализ фильма, чтобы узнать: события фильма происходят в июне 2263 года, т.е. между эпизодами "Объекты в покое" и "Сон в сиянии".

07/05/1999, 12:44 Kate

Hello old friends!!!
Вчера был день рождения Michael O'Hare. Между прочим
ему исполнилось 47 лет. Неужели никто даже и не вспомнил?!
Обидно...

Несомненно, это наше упущение. И чтобы впредь такого не повторялось, мы открываем на титульной странице нашего сайта рубрику "Датский уголок". В ней мы будем сообщать о днях рождения замечательных людей, имеющих отношение к "Вавилону 5", и о важных событиях разных лет, на него повлиявших, которые приходятся на текущий календарный месяц. Благодарим Вас за то, что натолкнули нас на блестящую идею!

22/04/1999, 06:54 Vlad <usatu@hotmail.com>

На сайте Фан-Клуба (www.babylon5.aha.ru) с недавнего времени
снова заработал видео архив (Правда скачать с него ничего
невозможно, сколько ни я ни мои друзья не пробовали у нас ничего
не вышло). Планируете ли Вы разместить подобные фрагменты из
серий на Вашем сайте в обозримом будующем.

Если коротко — пока нет. При этом мы руководствуемся следующими соображениями.

  1. По нашему мнению, сами по себе видеофрагменты могут служить на сайте только иллюстрацией каких–либо отдельных моментов, на что–либо большее при современном состоянии дел с хранением и передачей мультимедиа–данных рассчитывать не приходится; пока в нашем распоряжении нет видеофрагментов, которые пригодились бы нам в этом качестве.
  2. Просто держать у себя копии файлов с других сайтов нам представляется довольно бессмысленным, мы не уверены, что в этом есть какая–то практическая польза для наших посетителей.
  3. Ну и наконец — соображения об авторских правах, как это ни странно звучит для нашей страны. Но поверьте, у нас повод задумываться на этот счет и не делать того, что может в дальнейшем послужить причиной претензий к нашей работе со стороны владельцев прав на сериал.

С другой стороны, никто не может упрекнуть нас в том, что мы совершенно игнорируем запросы наших посетителей касательно мультимедиа–материалов. Для того, чтобы убедиться в обратном, достаточно заглянуть на страницу B'n'W и в наш каталог ресурсов Сети. Возможно в будущем, мы снабдим часть наших страниц ссылками на мультимедиа–материалы, имеющиеся на других сайтах.

10/04/1999, 15:31 vlad <usatu@hotmail.com>

001
В фильме "В Начале" есть эпизод когда к Деленн подбегает минбарец из Серого совета и говорит, что мнения совета разделились и голос Деленн решающий. Как это возможно если без Деленн и Дукхата(лежащего у нее на руках) в Сером совете осталось 7 минбарцев. (Информации о гибели кого-нибудь еще не было)

Очень просто: согласно Стражинскому, Единственный — не член Серого Совета. Правящую группу минбарцы описывают как "Девять и Один". Так что без Деленн получается как раз 8 голосов, а ее голос — девятый.

09/04/1999, 17:09 Kate

Hello! На вашей странице посвященной Michael O'Hare я прочитала, что у него есть сын. Вы уверены, что информация верна? Мне пришло письмо от одной подруги из Чикаго (она тоже поклонница "В-5" и Майкла в частности), где она пишет, что и понятия не имеет о том, что он вообще женат. Вот что она пишет по этому поводу: "Did you say Michael was married? I didn't know this. I knew he was dating a British woman, my friend saw her at a convention that Michael was attending, but I didn't know he had married her. Do you know when they got married?". Я даже и не знаю, что ей ответить, но я где-то прочитала (в Internet), что жену Майкла зовут Элис и теперь вообще ничего не понимаю.
Очень прошу ответить на этот вопрос. С уважением, Катя.

Упоминания о сыне Майкла О'Хары были еще в сетевом журнале Zocalo, но при составлении нашей страницы была использована информация из шестого номера журнала Official Babylon 5 Magazine; материалы этого журнала вообще довольно широко используются на нашем сайте (это официальное издание Warner Bros. о "Вавилоне 5"). Про жену там, к сожалению, ничего не было сказано, а Бена (Ben) упомянули в связи с его увлечением фантастическими комиксами (в некотором роде, приобщал отца к современной фантастике).

31/03/1999, 15:13 Alexander Klimenko <KlimenkoAE@mail.ru>

В энциклопедии я узнал, что у центавриан космическии технологии появились после падения космического корабля на их планету. В связи с этим вопрос: Чей это был корабль, случайно ли он упал или его подкинули ?

К сожалению, все не так просто. Статья энциклопедии составлялась довольно давно и некоторые ее утверждения успели устареть и не согласуются с вновь изложенными JMS (или с его подачи) фактами. Мы работаем над устранением этих неточностей. Кроме того, по этому конкретному вопросу (откуда у центавриан взялись гиперпространственные приводы) в разных источниках имеются различные утверждения. Мы очень надеемся, что этот и многие другие неясные вопросы (например, влияние Ворлона на центавриан, как связаны Республика и орден техномагов и др.) будут более подробно освещены в новеллах по мотивам "Вавилона 5", в частности, в трилогии, над которой работает сейчас Питер Дэвид.

04/03/1999, 21:50 Alexander Krasnyanski <kavtig@advent.avtlg.ru>

Был ли Шакири когда-либо членом Серого Совета? Если да, то почему его оттуда выгнали? И вообще, есть ли где-нибудь сводка информации по членам Серго Совета разных лет?

Список некоторых членов Серого Совета разных лет имеется в статье "Минбарцы" Малой Энциклопедии Ксенобиологии. О том, был или нет Шакири в Сером Совете, сведений нет. Можно только предположить, что коль в Совете в свое время был Нерун, стоявший в иерархии Касты Воинов ниже Шакири, то и членства в Совете Шакири исключать нельзя.

03/03/1999, 13:57 KOSH{GGW}

Какие еще игры по мотивам ВАВИЛОНА 5 уже сущуствуют?

Была ролевая игра "Проект Вавилон" (не компьютерная!) под редакцией Джозефа Кочрена (Joseph Cochran). Имеются также Babylon 5 Trade Cards, но это уже скорее сувениры, чем игра. Законченных игр, насколько нам известно, нет.

Дополнения от 15 марта
Имеется еще одна карточная игра: BABYLON 5 COLLECTIBLE CARD GAME. Это некий аналог известной Magic: The Gathering, перенесенный во вселенную Вавилона 5. Подробности читайте здесь.
Кроме того, есть и компьютерная игра, вернее не совсем игра:

Babylon 5 Arcade Series Entertainment Utility: Shadow Wars — это не игра, как таковая. Да, в пакет этой программы входит игра с одноименным названием, но прежде всего это диск с различными "вавилонскими" утилитами: изображениями, видео роликами, хранителями экрана, звуками и т.п. Это уже второй и, скорее всего, последний, коллекционный (100.000 экземпляров) диск, выпущенный фирмой Sound Source Interactive. Что же касается самой игры, то это "клон" игры Space Invaders (ваш корабль внизу, вражеские корабли стремительно нападают на вас сверху), и, если честно, не лучший. Всего на игру у вас уйдет не более десяти минут.
Благодарим за консультацию при подготовке этого ответа Сергея Щавелева.

22/02/1999, 07:25 Alexander Krasnyanski <kavtig@advent.avtlg.ru>

В одном англоязычном фанфике мне попалось упоминание о
расе Так'Ча. Подозреваю, что это было в какой-то новелле
или комиксе. Хотелось бы узнать побольше. Спасибо.

Раса так'ча фигурирует в серии комиксов "Во имя Валена".

Записки некоего так'ча Реймда Зарвина, ученика и последователя Валена были найдены в 2261 году на борту Вавилона 4.

Зарвин свидетельствует, что он и его народ добровольно присоединились к Валену в крестовом походе против Теней, полностью приняв его учение. Однако позднее Вален счел, что так'ча извратили то, чему он их учил, и изгнал их.

Он явился так'ча в сопровождении ворлонцев, которых так'ча восприняли как своих могущественнейших богов, а Валена (известного им под именем Зондар) — как их посланца и пророка. Зарвин слушал знаменитую проповедь Валена "Время пришло", восхищался силой его духа и мысли и трепетал при виде своих богов (ворлонцев). Чуть позже Вален распространил среди Анла'Шок оружие, созданное на основе одного из устройств так'ча, барркена. Зарвин обучал Зондара искусству владения барркеном и был поражен, сколь быстро тот превзошел своего учителя. Однако Валена всерьез беспокоило то, что так'ча так и не смогли постичь сути его учения, не поняли, что славу воин может обрести, только сражаясь за правое дело.

Зарвин вспоминал также, как Вален однажды призвал его, Рашока и Нукенна. Он намеревался дать им троим особое задание, надеясь, что хоть один доберется до цели: отправить их в будущее, на тысячу лет вперед с посланием для Деленн, которое должно было предотвратить войну между Минбаром и Землей. Однако сопровождавший его ворлонец "в неисчислимой мудрости своей" указал, что если бы не война, то Вален никогда бы не стал тем, кто он есть сейчас: не было бы ни Валена, ни Вавилона 4, ни поражения Теней в XIII веке. Так ли это было на самом деле или нет, но Вален оказался бессилен изменить историю и предотвратить гибель миллионов.

Чуть позже в своих записках Зарвин вспоминал, как рассержен и огорчен был Вален, услышав, что так'ча казнили каждого десятого из иолу и нескольких других рас, отказавшихся присоединиться к Армии Света. Так'ча сочли, что все отказавшиеся последовать за Валеном в огонь и тьму должны понести суровую кару, а карающей десницей богов сочли самих себя. Так'ча верили, что этот путь указал им сам Вален своим учением. Ужаснувшись страшному преступлению, совершенному от его имени, Вален изгнал своих учеников. Так'ча в великой печали вернулись на родину, так и не поняв, чем они прогневали Зондара, но с надеждой, что однажды он вновь призовет их и они еще смогут послужить своему обожаемому учителю.

21/02/1999, 20:27 Shadow Z <zhadum@mail.ru>

Здраствуйте.
У меня к вам вопрос:
Где можно найти в интеренете высказывания JMS и его
коментарии к сериям (вообшем все его высказывания),
а также его начальные планы,
относительно разных рас.

Самый большой архив высказываний Стражинского находится, несомненно, на Lurker's Guide. В этом же архиве можно отыскать большую часть его высказываний, относящуюся к начальным планам сериала.

20/02/1999, 11:12 Bester <bester@mail.ru>

Воэможно ли достать где-нибудь полное собрание всех серий сериала на кассетах?

В России — разве что по личной договоренности с каким–нибудь большим поклонником, записывавшим сериал с ТВ–6. :) Официально фирмой Варус–Видео издавались только 3 телефильма ("Встречи", "В начале", "Третье пространство"), скоро начнутся продажи "Реки душ". В пиратском издании были "К оружию" и, насколько нам известно, отдельной кассетой обе части эпизода "Голос в пустыне". У "них" в разных странах по–разному. Warner Brothers сейчас активно выпускают на кассетах пятый и первый сезоны. Более подробную информацию о текущем состоянии дел в США и Канаде можно получить на Amazon.com в разделе "Видео" по запросу "Babylon 5".

17/02/1999, 15:47 Сергей

В фильме "К оружию" говорится об уничтожителе планет Теней
но в серии "В самое пекло"видно что это оружие было у Варлонцев.Откуда оно взялось у Теней?

Видимо, Вы недостаточно внимательно смотрели четвертый сезон. Уничтожители планет были у обеих рас. У ворлонцев он имел вид громадного дисковидного корабля, а у Теней — аморфного облака. Принципиально различалось и их действие. Уничтожитель Теней показан, в частности, в упомянутом Вами эпизоде в конце сражения, когда облако окутало "Белую звезду" Шеридана. Вот как раз c этим облаком драхи и атаковали Землю.

15/02/1999, 19:51 Bester <bester@mail.ru>

Мне интересно:
- откуда в космосе мог взятся звук (взрывы и т.д.)?
- почему в сериале отсутствует ракетное оружие (кроме оборонитнльных спутников)?

В комментариях к эпизоду "А теперь — слово", Стражинский утверждал, что звук возникал при ударах обломков по корпусу станции. Объяснение более чем неубедительное, на наш взгляд. Позднее, однако, он признал, что звуков в вакууме быть конечно не должно, но звуковые эффекты в сериале тем не менее имеются "по законам жанра". Другими словами, достоверность была принесена в жертву зрелищности.
Что касается второго Вашего вопроса, то его скорее надо адресовать авторам сериала. Можно сколь угодно долго теоретизировать на тему сравнительного анализа возможностей ракетного и "плазменно–лазерного" вооружения, которое мы видим в сериале, но от этого ничего кардинально не изменится. Никакие комментарии JMS по этому поводу нам на данный момент неизвестны, поэтому сей факт следует принимать как данность. Хотя с другой стороны, в игре по мотивам сериала в качестве одного из видов вооружения "Фурий" ракеты вроде бы имеются, следовательно никаких принципиальных препятствий к их использованию сам Стражинский не видит (он достаточно плотно работал с разработчиками и вряд ли мог бы допустить такое, если бы считал наличие ракет противоречащим своим представлениям).

13/02/1999, 13:18 Bester <bester@mail.ru>

не кажется ли вам, что идея Альфреда Бестера о всеобщей теле-
патизации всего населения Земли, имеет некий смысл?

Всеобщая "телепатизация" в обозримые сроки возможна только одним способом: поголовным истреблением всех нетелепатов. Почему дело обстоит именно так, см. беседу Шеридана с Джастином и Морденом в "За'ха'думе". Выводы из этого обстоятельства делайте сами.

09/02/1999, 03:23 Олег Парсаданов <postmaster@khms.koenig.su>

Все очень классно! Вы просто ГИГАНТЫ,
соорудить такую кучу информации.
Но еще класснее было бы скачать все это по ftp и
потом долго-долго смотреть.
Нет ли такой возможности.:)

Для создания и сопровождения копии web–сайта на Вашем локальном диске рекомендуем замечательную программу Teleport Pro. Судя по статистике обращений к нашему сайту, многие поступили именно так. :)

06/02/1999, 17:47 J.S. <victor.milovidov@tversu.ru>

Люди!
Мне сказали, что скоро выпустят игру по "Вавилону".
Где еe можно скачать?
Заранее благодарен.

Недавно прошло сообщение, что выпуск этой игры вновь перенесен, с мая на сентябрь этого года. Никаких сроков выхода демо–версии пока не называлось. Подробнее об игре по мотивам "Вавилона 5" можно узнать здесь.

06/02/1999, 08:34 bester <bester@mail.ru>

Не кажется ли вам, что минбарские крейсера отличает явная слабость его фангов и тыла?

Вопрос нетривиальный и требует развернутого ответа. Нет, нам так не кажется по следующим соображениям:

  1. Учитывая весьма развитые средства раннего обнаружения минбарцев, застать крейсер врасплох — задача затруднительная, следовательно, у команды всегда будет время на подготовку отражения нападения.
  2. В сериале крейсера не демонстрировали исключительной маневренности, но учитывая, что на них устанавливаются двигатели, аналогичные двигателям "Белых Звезд", можно предположить, что "Шарлины" тоже довольно маневренны.
  3. Все орудия крейсера движутся и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях, что обеспечивает им большой сектор обстрела.
  4. Наконец, самое важное обстоятельство: основную ударную силу "Шарлинов" составляет отнюдь не бортовая артиллерия, а базирующиеся на крейсере истребители типа "Ниал". Если даже противнику и удастся прорваться в мертвые зоны бортовых орудий, он неизбежно будет скован боем с истребителями, а крейсер успеет сманеврировать.
По всей видимости, минбарские инженеры решили не перегружать корабль орудиями, что создает излишнюю нагрузку на энергосистемы, а обойтись вооружением гораздо более проворных истребителей. Яркий пример противоположного (и неудачного!) подхода — нарнские крейсера. Например, в известном инциденте у За'ха'дума в 2259 году нарны не смогли оказать серьезного сопротивления именно потому, что системам вооружения и двигательной системе не хватило энергии. По этой же причине они не смогли передать сообщение о нападении на базу и гибель корабля списали на технические неполадки.
Благодарим за консультацию при подготовке этого ответа Павла Бондаря.

03/02/1999, 06:57 Alexander Krasnyanski <kavtig@advent.avtlg.ru>

401: Час Волка.
Есть ли какие-нибудь соображения насчёт того, откуда, из какой традиции взят этот самый "час Волка"?

Стражинский сказал по этому поводу буквально следующее:
The Hour of the Wolf is that hour around 3 a.m. when you can't sleep because you're worried about one thing or another...
Возможно, такое понятие появится в культуре русских иудеев или американских белорусов–атеистов к середине XXIII века. :)

01/02/1999, 19:40 Стас

Подскажите, пожалуйста, где в Москве можно приобрести видео кассету РЕКА ДУШ ? Бизнесмены с официального сайта В5 продают ее за 100 руб. при оригинальной стоимости 28 руб.!!!

Заранее благодарен.

Как мы уже сообщали, все фильмы по мотивам "Вавилона 5" должна выпустить у нас на видео кампания Варус–Видео. Издана ли уже "Река душ" — нам пока неизвестно, но будет издана, это совершенно точно. То, что продавалось в Москве в конце ноября–начале декабря — стопроцентно пиратское издание с соответствующим качеством. Поймите правильно, дело даже не в пресловутых правах, а в жутком виде, в коем пираты выпускают свою продукцию. Самое гадкое — перевод. На днях, например, появилась пиратская версия "К оружию". Ее переводчик решил, что Деленн — мужское имя и склонял соответственно (при том, что это слово по правилам русского языка вообще не склоняется). Как только Варус–Видео выпустит "Реку душ", она, мы уверены, появится по всей Москве, как было с "В начале" и "Третьим пространством". Что же до цены, то "В начале" продавался, например, в ларьках возле станции метро "Пражская" по 75 рублей.

22/01/1999, 17:06 KOSH from g.-g. w.

Почему так мало информации о VORLONe ?

О Ворлоне–планете или расе "ворлонцы"? На следующей неделе в Малой Энциклопедии Ксенобиологии будут опубликованы значительно дополненные статьи об этой и некоторых других расах. А если Вы вдруг знаете о планете Ворлон больше — поделитесь, не скромничайте. :)

19/01/1999, 18:56 Андрей Меркулов <Andrei.Merkulov@unilever.com>

Часа два ползал по Инету, искал какой-нибудь ScreenSaver по теме. Ничего... Случайно не знаете адресок, где можно скачать?

Попробуйте заглянуть сюда. Что–то в этом роде там было. Вообще, большой, даже информативный screensaver входит в состав Babylon 5 Entertainment Utilities, которые продаются за деньги...

17/01/1999, 00:55 S'dima <sdima@mars.rags.ru>

Да....Немножко мимо
На самом деле в разделе тропа разума я был раз 200....
И прекрасно понимаю о чём вы говорите.....На всех тех сайтах я бывал не раз.И там ничего связанно с видео нет....Есть очень много интересного,но насчёт видео..к сожалению----
я знаю несколько сайтов с видео....Но они все уже исчерпанны.Я понимаю что с моей стороны это немного не так как надо одним словом,но не могли бы вы мне дать ссылку хотябы.....
И ещё я помню ,что тут какой то человек спрашивал вас по какомуто вопросу и вы дали ему ссылку на русскую страницу архива.
Заранее извиняюсь.

По всей вероятности имеется ввиду страница Григория Шмерлинга "Babylon 5: What's further?". Да, на ней действительно имеются видеоклипы из целого ряда эпизодов четвертого сезона.

16/01/1999, 15:14 S'dima <sdima@mars.rags.ru>

Здравствуйте......
Я чуть ниже задавал вам вопрос о том почему вавилон 5 самоуичтожели,БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ответ.
Как только будут возникать вопросы я всегда буду обращаться к вам.
И не могли бы вы подсказать где я могу найти архив видео вавилона 5?
Раньше существовал ISN центр где много было всего,а сейчас я знаю только неколько сайтов где я могу найти немного мультимедии вавилона 5.
Если не трудно ,то скажите.

Загляните в наши "Тропы Разума", в раздел "Вавилон 5 по–английски". Там есть отдельная ссылка на список мультимедиа–сайтов (звуки, музыка, графика и т.п.). Почти все известные нам "вавилонские" сайты собраны на этой странице.

15/01/1999, 20:26 Анька <Pavlyuk@aha.ru>

Привет! (Я тут всего второй раз) Спасибо вам за все что вы делаете! Это действительно то что я хотела увидеть. ВСЕ просто классно, но мало информации об актерах (то что было я уже посмотрела). Почему?

Видите ли, причина проста и банальна: к сожалению, мы просто физически не успеваем сделать все, что возможно и планируется. Поэтому многие части сайта не завершены. Над ним постоянно работает очень небольшая группа, менее 5 человек, которая, к тому же, готовит "вавилонские" публикации для журнала "Игромания", а потому мы не можем сразу сделать все, что хотелось бы. У нас есть материалы о тех же актерах (биографии, интервью и т.п.), но некому их переводить и редактировать. Мы были бы крайне признательны всем, кто может помочь нам в работе над сайтом. Очень нужны люди, хорошо владеющие русским языком (это не шутка!).

15/01/1999, 11:24 S'dima <sdima@mars.rags.ru>

Здравствуйте.
У меня один вопрос:Я с одного сайта скачал видео и там в этом фрагменет такая ситуация - Вавилон 5 ставят на самоуничтожение и все корабли вокруг него постепенно как бы прощаются с ним.....И после чего он взрывается.....
Не могли бы вы объяснить причину этого,почему надо было уничтожать его.... Конечно я вооющем понимаю...Но не могли бы вы мне объяснить поподробнее.

Вот как комментирует этот эпизод Стражинский.

Зачем "затопили" станцию?
Потому что вооружение, компьютерная сеть и другое оборудование этой станции слишком соблазнительны, и если вы не хотите, чтобы ее захватили какие–нибудь пираты или чтобы ее кто–нибудь похитил, вам придется постоянно поддерживать военное присутсвие в этом районе, что очень дорого. Поскльку торговый трафик через станцию теперь не проходит, средств на ее содержание нет.

Почему не сбросить ее в атмосферу Эпсилона III?
Я не вижу, чем сбрасывание восьмикилометровой станции в атмосферу Эпсилона III лучше или хуже подрыва ее в открытом космосе, где по крайней мере можно собрать метал. Мы уже видели, как обломки горят в атмосфере во втором фильме [имеется ввиду "Третье пространство"]... и можем представить, что будет, если отправить туда всю эту махину; я думаю, Драалу будет что сказать на этот счет...

Почему бы не отбуксировать куда–нибудь?
Вы не сможете отбуксировать такую массу, как восьмикилометровая станция, через гиперпространство; ее просто разорвет.
Конечно, ее можно сдвинуть, но переживет ли она это перемещение? Кроме того, чтобы доставить Вавилон 5 куда–нибудь, вам придется протащить его через зону перехода, а возникающие при переходе колебания корпуса почти наверняка окажутся гибельными для станции.

От себя добавим: можно возразить, что Вавилон 4 был еще больше, но его–то благополучно утащили! Однако между Вавилоном 4 и Вавилоном 5 имелись существенные конструктивные различия: Вавилон 4 мог двигаться самостоятельно, у него была для этого собственная двигательная система, а значит и вся конструкция была рассчитана на возможные маневры. Вавилон же 5 не мог не только маневрировать, но даже самые незначительные нештатные смещения корпуса уже грозили ему катастрофой, что очень хорошо продемонстрировано во "Встречах".

12/01/1999, 19:57 Alexander Krasnyanski <kavtig@advent.avtlg.ru>

Используется ли на кораблях нарнов искусственная гравитация? При том, что двигатели у них по принципу действия — ракетные.

За исключением гравиметрических, двигателей с нереактивным принципом создания тяги в сериале вроде бы нет. Сведения, что нарны обладают технологией создания искусственной гравитации, отсутствуют. Не исключено, что некоторое количество гравиметрических двигателей нарны и смогли как–нибудь получить, но общий их научно–технический уровень вряд ли позволит организовать серийное производство таких систем. Так что нарны искусственной гравитацией на кораблях не располагают.