Beyond Babylon 5 Вокруг Вавилона
Третий зал
Начало осмотра

Уничтожитель планет Теней
Довольно интересная история произошла с уничтожителем планет Теней, который понадобился Стражинскому в этом эпизоде в противовес ворлонскому планетоубийце. Однако, как впоследствии признался JMS, он никак не мог придумать ничего оригинально с точки зрения дизайна этого страшного орудия. И тут ему на помощь пришел его близкий друг, концептуальный консультант сериала, знаменитый писатель Харлан Эллисон. Он уже имел отношение к некоторым деталям, связанным с сериалам (например, при помощи его коллекции костюмов был разработан дизайн костюмов некоторых персонажей), а в пятом сезоне даже стал соавтором двух сценариев — "Взгляд с галерки" и "Объекты в движении". В этом же эпизоде он стал автором дизайна уничтожителя планет Теней.
    J M S: Харлан обладает особым видением вселенной, которого я лишен. К примеру, когда нам потребовалось создать уничтожитель планет Теней, я сказал Харлану: "Как будет выглядеть этот чертов уничтожитель?" Мне было нужно что–то совершенно особенное, поэтому я вызвал Харлана и спросил его. Он ответил: "Облако. Не корабль, не бомба — а облако, большое, как планета. Оно окружает целую планету, и изнутри этого колоссального образования вылетают ракеты, которые обрушиваются на планету и проникают на многие мили под поверхность, а затем взрываются, в результате чего планета разрушается изнутри."
Впоследствии Эллисон в шутку предлагал Стражинскому представить, что же он смог изобрести, если бы тот дал ему не 2, а хотя бы 5 минут для размышления. Но Стражинский все равно был в полном восторге от идеи Харлана.
    J M S: Это необыкновенно зрелищно. Когда вы впервые видите это на экране, это поражает вас до глубины души. Я знаю, что если бы в моем распоряжении было бы все время мира, я бы никогда не подумал о таком, а он подумал, и сериал многое выиграл благодаря этому видению вселенной.
Экспонат позаимствован из "Долгой ночи"

Руки Картажье
Уже во время съемок сцена убийства императора несколько изменилась под влиянием актеров, поскольку Стражинский изначально не планировал, что Картажье схватит Лондо, а потом перед самой смертью вцепится в горло Виру. Но итоговый вариант получился чрезвычайно впечатляющим.
    К р и м м е р: Я люблю последнюю сцену с Лондо и Виром. Она снималась ручной камерой, и режиссер Джон ЛаФиа сказал: "Почему бы вам не показать мне, как все может произойти?". Мы начали разыгрывать сцену, и я сказал Питеру: "Что ты почувствуешь, если я схвачу тебя сзади?" Он ответил: "Отлично, давай, только будь осторожен с костюмом, потому что на нем масса крючков" — это верно, у него миллионы крючков на том костюме.
    Поэтому мы обыграли все это, а затем появилась идея схватить Вира за шею, а управляемая вручную камера сделала этот момент еще более неожиданным.
Экспонат позаимствован из "Долгой ночи"

Кинжал Вира
С самого начала Стражинский планировал, что Картажье будет убит Лондо, однако, когда он приступил к написанию самой сцены убийства, произошло нечто невероятное. Вот как описывает это он сам:
    J M S: Другой персонаж шагнул вперед и сказал: "Нет, дай мне сделать это". Я был в смятении. "Ты? Да ты последний, о ком могут подумать, что он совершит такое!" Персонаж кивнул: "Верно". Симметрия была идеальной, воздействие еще сильнее,... поэтому он сделал это.
    В том, что произошло с императором, не было ничего случайного. Вир должен был подобрать кинжал, повернуться, подойти к Картажье, приставить к нему кинжал и нажать на кнопку. Но если бы мы показали все это, реакция была бы значительно слабее.
Экспонат позаимствован из "Долгой ночи"

Нетерпеливость Лориена
Несмотря на высокую насыщенность эпизода, Стражинскому пришлось вставить в него сцену, которая снималась для предыдущей серии, но не вошла в нее: это беседа Лориена и Ивановой о бессмертии. Вот почему она происходит на Вавилоне 5, а не на "Белой звезде", хотя подобный крюк на станцию в преддверии решающей битвы выглядит очень странным. С самого начала фраза Лориена "Мне сказали, что ты готова лететь" относилась к их планам отправиться на поиски Изначальных. Соответственно, Стражинский дописал фразу о необходимости вернуться на станцию к монологу Ивановой за кадром, который открывает эпизод.
Экспонат позаимствован из "В самое пекло"

Прическа Мордена
Вассер, считавший этот эпизод последним для себя, был несколько расстроен своей прической в кульминационной сцене разговора с Лондо.
    В а с с е р: Для меня это самый волнующий и лучший эпизод Мордена. Я доволен этой работой, мне нравится сценарий, все было очень здорово... В этом эпизоде я попытался слить воедино все четыре года. Вы видите улыбку Мордена, его страх, его силу, слышите "я все равно смогу победить"... И вот вы впервые сталкиваетесь с ситуацией, когда Морден полностью теряет свою невозмутимость, свое умение управлять ситуацией, и это мне понравилось. В этом эпизоде мне пришлось изрядно потрудиться, потому что в одной единственной сцене проявилось очень много граней личности Мордена.
    Единственное, что мне не понравилось, — это работа парикмахера. Если приглядеться, то заметно, что во время выстрелов, когда гвардейцы убивали Теней, мои волосы поднялись, и я стал похож на центаврианина! У меня была такая фантастическая сцена, но подобная мелочь, возможно, испортила зрителями впечатление от нее.
Экспонат позаимствован из "В самое пекло"

Кулон Мордена
Очень многие зрители обратили внимание на жест Мордена, когда он сжал кулон, висевший у него на груди. Вообще–то, этот кулон давно привлек внимание поклонников, и Стражинского часто спрашивали о его предназначении, но JMS старательно отмалчивался. Считая эту сцену последней сценой Мордена, Эд Вассер решил взять инициативу на себя, после чего в сети появились целые теории о том, как кулон помогал Мордену общаться с Тенями.
    В а с с е р: Прикосновение к камню было моей идеей. Думаю, оно стало символом осознания Морденом того, что он совершенно одинок. Для меня этот камень олицетворял некую связь с Тенями, а теперь Теней было невозможно найти. Морден остался совершенно один, поэтому камень символизировал утрату им власти и приобретенное одиночество.
    Если бы меня спросили, не пытался ли он связаться таким образом с Тенями, я бы ответил "да". Этот камень для меня — ключ к Мордену, поэтому я решил, что должен продемонстрировать это в своей последней сцене.
Экспонат позаимствован из "В самое пекло"

"Рука Господа"
Фотография "Хаббла" Этот эпизод стал настоящим фейерверком спецэффектов, именно здесь Netter Digital впервые показала, на что она способна (первые три сезона визуальные спецэффекты создавались Foundation Imaging). Поклонники, обвинявшие компанию в недостатке ярких и эффектных сцен в первых эпизодах и считавшие это свидетельством низкого профессионального уровня аниматоров, были полностью удовлетворены. Как рассказывали впоследствии Стражинский и Джонсен, они просто реализовывали свою стандартную стратегию — заранее распределить силы и ресурсы и сосредоточиться на наиболее важных с сюжетной точки зрения эпизодах. Всего вэпизоде было 114 непрерывных последовательностей кадров со спецэффектами — на тот момент подобное число стало рекордом для сериала. Впоследствии Стражинский сказал, что им повезло, что они не стали делать этот эпизод двухсерийным — тогда отдел спецэффектов точно не справился бы с объемами работ. Именно поэтому на "Белой звезде" ворлонец появился в скафандре: было принято решение руководствоваться принципом "чем проще, тем лучше".
Помимо множества ярчайших кадров со спецэффектами особенное внимание поклонники обратили на кадр, в котором "Белая звезда" ожидает появления одной из рас Изначальных. Эта сцена интересна тем, что в качестве фона в ней использована реальная фотография, сделанная знаменитым телескопом "Хаббл", — это фотография газопылевых столбов в скоплении М16 (оно же — туманность Орла), которая находится на границе созвездий Стрельца и Змеи. Эти три эффектные колонны называют еще Рукой Господа.
Экспонат позаимствован из "В самое пекло"

Монолог Бестера
Любопытно, что финальная сцена с Бестером была вставлена в эпизод по инициативе Вальтера Кенига, исполнителя этой роли. Вот что говорит об этом актер:
    К е н и г: Я предложил Джо написать что–нибудь в конце, чтобы мы увидели, что Бестер ощущает боль из–за неспособности спасти свою возлюбленную, однако он не сдается, и именно это сумел выразить Джо в том небольшом монологе в конце эпизода, который сработал просто превосходно.
Экспонат позаимствован из "Прозрения"

Музыка в титрах
В финальных титрах эпизода, как и в эпизодах "Долгая ночь" и "В самое пекло", звучала главная музыкальная тема третьего, а не четвертого сезона. Когда Стражинского спросили, осознанным ли было использование этой темы, он ответил:
    J M S: Это была ошибка... но как и многие ошибки в сериале, она пошла нам на пользу. ABA–принцип [Art By Accident]. Нечаянный шедевр.
Экспонат позаимствован из "Прозрения"

Сообщение для Гарибальди
Многих поклонников интересовало, как было создано сообщение, пришедшее к Гарибальди. Ответить на этот вопрос взялся сопродюсер Джордж Джонсен:
    Д ж о н с е н: Хотите верьте, хотите нет, но начиналось все с цветных столбиков. Их скрутили с помощью программы Flint компании Discreet Logic на SGI Maximum Impact [видимо, речь идет о рабочей станции Indigo2 Maximum IMPACT — прим. пер.], используя фрактальный морфинг.
Экспонат позаимствован из "Прозрения"

Диалог Шеридана и Деленн
Поклонники в сети были бесконечно возмущены тем, что сцена между Шериданом и Деленн на "Белой звезде" была отредактирована и урезана при монтаже. Стражинскому даже пришлось оправдываться:
    J M S: Да, сидя в монтажной, я думал: "Хм... если я сделаю это, это встряхнет поклонников Шеридана и Деленн..."
    Каждая сцена редактируется так или иначе... Вряд ли есть отснятая нами сцена, из которой не вырезались бы пара–тройка реплик. Порой монтаж заметен, порой нет. Единственное, что вы можете решить: "Это развивает сюжет или нет?" Я охотился примерно за 20 секундами (а это все, о чем мы говорим), эти моменты на самом деле ничего не добавляли к тому, что уже было показано. Я обращался с этой сценой точно так же, как и с любой другой.
Экспонат позаимствован из "Прозрения"

Узники совести
Имена названных осужденных — это имена реальных людей, занесенных в черные списки в 1950–е годы, во времена разгула маккартизма в США. Бет Трамбо — намек на писателя Далтона Трамбо, Эдриан Мостель — на продюсера Эдриана Скота и актера Зиро Мостеля, а Карлтон Джеррико — на писателя Пола Джеррико. Джеррико погиб в автомобильной катастрофе 28 октября 1997 на следующий день после овации во время церемонии в Голливуде, устроенной в честь выживших сценаристов, занесенных в черные списки.
Стражинский подтвердил эту информацию, но признал, что имя Джеррико было произнесено неправильно, поэтому пришлось заново озвучить этот момент.
Экспонат позаимствован из "Иллюзии правды"

Наглядное пособие
После премьеры этого эпизода Стражинскому стали приходить просьбы из преподавателей различных колледжей: они хотели показывать его на занятиях, чтобы обсудить поднятые темы. Видимо, этот эпизод можно использовать и в качестве пособия для начинающих журналистов — там очень наглядно продемонстрирована сила прессы, как журналист может извратить реальность и убедить зрителей в чем угодно.
Сам Стражинский прокомментировал этот эпизод так:
    J M S: У меня определенно нет антижурналистских настроений... Я сам — выходец из журналистских кругов и много работал в прошлом как автор для газет и журналов. Но я против манипуляций с истиной — любым правительством или под влиянием политической ситуации. Мы сильны именно существованием различных мнений. И еще — вы заметите много различных хитростей, удачных и не очень, которые могут быть использованы для благих и дурных целей. Дело не в том, чтобы просто немного покритиковать. Важно запомнить, что это имело место у нас в прошлом. Вообще говоря, этот эпизод призван показать различия между журналистикой, хотя и тенденциозной, и пропагандой, которой теперь только и занимаются "Межзвездные новости".
Этот эпизод можно назвать предтечей фильма "Плутовство" ("Хвост, который виляет собакой").
Экспонат позаимствован из "Иллюзии правды"

Безграмотность журналистов
  • Рубрика ISN, в которой рассказывается о памятных событиях, называется "Этот год в истории", что выглядит очень странным. Скорее, она должна называться "Этот день в истории".
  • На экране была неверно написана фамилия Юрия Гагарина: Gargarin.
  • Психологический феномен, когда заложники начинают симпатизировать тем, кто их похитил, называется стокгольмским синдромом, а не хельсинским синдромом. Видимо, это ошибка самого Стражинского.
Экспонат позаимствован из "Иллюзии правды"

Режиссерский дебют Вира
Режиссером этого эпизода стал Стивен Ферст, исполнитель роли Вира. Впоследствии Стивен признавался, что ему было очень трудно, хотя он уже снял несколько эпизодов в других сериалах. Для того чтобы чувствовать себя спокойно во время съемок, Стивену пришлось проделать значительно больший объем работ, чем это общепринято. Он придумывал множество различных вариантов съемок каждой сцены, много обсуждал с Джоном Флинном то, как будут расположены камеры, как будет сделана подсветка.
    Ф е р с т: Работать с Джоном Флинном было очень полезно, потому что в моей голове были лишь идеи, которые трудно реализовать, учитывая возможности камеры и цейтнот. А Джон воспринимал эти идеи, обогащал их и придумывал, как их реализовать, — разве не ценно, что вы могли положиться на его опыт?
Стивен учился режиссерскому делу на фильмах, снятых известнейшими режиссерами. Он признается, что у него нет индивидуального стиля, как и все остальные, он "ворует" кадры у всех подряд, его стиль зависит от того материала, который он должен отснять. Кстати, продюсеры Babylonian Productions изначально не собирались разрешать актерам снимать эпизоды, но, посмотрев кассеты Стивена Ферста, сразу же предложили ему стать режиссером эпизода "Иллюзии правды".

Бокслейтнер со смехом вспоминает, что эпизод снимал Вир Котто. Однако это добрый смех. Все актеры с уважением отнеслись к работе Стивена и до сих пор считают, что Ферст прекрасно снял этот эпизод.

    Б о к с л е й т н е р: Он проделал изумительную работу. У него была хорошая поддержка, и что еще очень важно, что никто из актеров не сказал ему: "Я не собираюсь слушать, как ты будешь мне рассказывать, как нужно играть мою роль".
Экспонат позаимствован из "Иллюзии правды"

Поддельная "Фурия"
В начале эпизода Шеридан сидит в зале контроля и держит в руках модель "Фурии". Когда Стражинского спросили, откуда эта модель, он ответил:
    J M S: Полагаю, это нелецензионная модель "Фурии", которую мы конфисковали.
Экспонат позаимствован из "Иллюзии правды"

Несостоявшийся Вален
Интересно, что на роль Дукхата пробовался и Турхан Бей, сыгравший центаврианского императора Турхана в эпизоде "Пришествие Теней". Но продюсеры предпочли Рейнера Шона, эмигрировавшего из Восточной Германии еще до разрушения Берлинской стены.

Т о н и   Д о у: Здесь на карту поставлены личные взаимоотношения. Это история об отношениях, о судьбах, здесь много актерской игры, но у нас была возможность как можно больше визуализировать ее...
Самые проблемные сцены этого эпизода — в Грезах — были наиболее интересными. Игра Рейнера Шона (Дукхат), впечатляла, мы нашли идеального исполнителя на эту роль, а Мира играла просто фантастически. Там и тут было несколько вещей, которые меня разочаровали, но в целом, думаю, все прошло совсем неплохо.

Стражинский, как и Тони Доу, был очень доволен игрой Шона. Он признался, что Шон создал образ Дукхата, практически полностью соответствующий его представлениям.

    Р е й н е р   Ш о н: Мне позвонили и попросили сыграть сцену с Мирой Фурлан. Мы сразу нашли общий язык — вероятно, это потому, что мы оба из Восточной Европы, и у нас очень много общего с точки зрения восприятия политики, что очень помогло. У меня очень давно не было подобных взаимоотношений с партнершей. Мира настолько мощно излучает эмоции...
    Мне не нужно было изображать из себя шекспировского героя. Я мог быть совершенно современным, относиться ко всему очень легко, с юмором, и даже порой действовать вопреки репликам.
Экспонат позаимствован из "Искупления"

Протез Г'Кара
Тони Доу, режиссер эпизода, хотел так сделать сцену, в которой Франклин вставляет Г'Кару искусственный глаз, чтобы никто не заметил "подмены" макета на Андреаса Кацуласа. Конечно, для этого пришлось изготовить и точную копию головы актера.
    Д о у: Должно было произойти следующее: Франклин работает с глазницей, вставляет глаз, а затем делает движение, чтобы подобрать какой–то инструмент, и в этот момент мы останавливаем камеру, фиксируя ее.
    Андреас садится в кресло, и затем мы включаем камеру, Франклин берет инструмент. Все должно было выглядеть так, словно Франклин копается в глазнице, оборачивается, чтобы взять инструмент, а затем вновь поворачивается к Андреасу.
    То ли что–то случилось, то ли кто–то сдвинул камеру. Я очень внимательно просматривал материал, но был небольшой сдвиг, поэтому в конце концов нам пришлось сделать монтаж — думаю, 99,9% зрителей даже не подумали об этом. Но когда мы посмотрели смонтированную сцену, стало очевидно, что благодаря монтажу она стала динамичнее.
Еще один любопытный момент – для того, чтобы придать особый вид кадрам, когда Г'Кар осматривает Медотсек своим вновь обретенным глазом, Доу использовал на съемках видеокамеру.
    Д о у: Мы сделали несколько тестов, и, хотя я не был уверен, как все обернется, я использовал небольшую видеокамеру, вместо того, чтобы снимать на пленку. Получилось довольно забавно.
Экспонат позаимствован из "Искупления"

Туман в Грезах
Для создания тумана в сценах Грез продюсеры сериала решили использовать сухой лед. Режиссер эпизода, Тони Доу, работавший с четвертого сезона консультантом по спецэффектам, объяснил это так:
    Д о у: В "Вавилоне 5" не любят использовать дым. Хотя освещение всегда смотрится лучше, если есть дым, но им это не нравится. Поэтому мы попытались придумать, как сделать сцену Грез, где обязательно должно быть что–то вроде тумана. Было несколько вариантов, мы проверили их все, и в конце концов было решено использовать сухой лед в закрытом помещении.
Однако при съемках возникла совершенно неожиданная проблема.
    Д о у: Оказалось, что сухой лед имеет обыкновение поглощать из воздуха кислород, поэтому если вы слишком долго вдыхаете подобную смесь, начинается кислородное голодание. У большинства людей ничего страшного не происходит, я тоже постоянно находился там, но меня это не беспокоило.
Большинство актеров действительно почти не реагировали на смесь, но Мира Фурлан... Вот как описывает происходившее Билл Мамми:
    М а м м и: У Миры была безумная аллергия на сухой лед, так что на нее было просто страшно смотреть. Она не переставала дрожать и постоянно теряла сознание. Она попыталась справиться с собой и продолжить съемки, но ей это не удалось. Она ушла в свой трейлер и какое–то время лежала, а потом ей принесли кислородные подушки...
    Если вкратце, мы потеряли две трети дня и были вынуждены отснять все сцены, в которых не было Миры. Для "заплечных" кадров мы использовали ее дублершу, но всем было очень тяжело играть, потому что мы очень беспокоились о здоровье Миры.
    Все это происходило перед самым Днем благодарения. Перерыв между съемками составил 3 или 4 дня, но когда они возобновились, Мира была не в состоянии даже попытаться сниматься в комнате с сухим льдом. Это был очень неприятный день — всем нам пришлось вдыхать кислород, чтобы прийти в себя после съемок той или иной сцены.
Экспонат позаимствован из "Искупления"

Воспоминания Деленн
Д о у: Было важно, чтобы сцены из прошлого выглядели несколько иначе, поэтому Джон Флинн и я попытались реализовать иной подход. Камера управлялась вручную и показывала события как бы с ее точки зрения. Очевидно, что мы не могли реализовать эту идею полностью, потому что тогда сама Деленн не появлялась бы на экране, но, к примеру, в мизансцене, где она пытается вытащить Дукхата, камера показывает вначале ноги, за которые кто–то тянет, бегущих минбарцев, падающие предметы, так что мы сразу устанавливаем правила игры: это ее воспоминания.
Экспонат позаимствован из "Искупления"

Литературные вкусы и песня Маркуса
Из этого эпизода исчезла целая сцена, показывающая Маркуса с довольно любопытной стороны. Вот фрагмент сценария Стражинского:
    В "Белой звезде"
    Франклин ходит туда–сюда, а Маркус, глубоко задумавшись, раскрывает свой шест. Закрывает. Открывает. Закрывает. Камера наезжает на Франклина. Несколько звуков, означающих раскрытие шеста.

      Ф р а н к л и н: Маркус?
      М а р к у с: Да?
      Ф р а н к л и н: Прекрати.

    Камера отодвигается. Маркус убирает сложенный шест.

      М а р к у с: Извини. Это нервное.
      Ф р а н к л и н: Ну что ж, радуйся, что Фрейд писал столетия тому назад, а то тебе пришлось бы многое объяснять.
      М а р к у с: Подозреваю, что, будь я получше образован, я был бы оскорблен значительно сильнее.
      Ф р а н к л и н: Мне казалось, что ты неплохо начитан.
      М а р к у с: В большей степени, это художественная литература. Это все, что было в колонии, где я вырос. И учебники о том, как разбирать и собирать оборудование для шахт. Как говорила моя мам, информация для рук и пища для сердца.
      Мой отец всегда жаловался, что она занимает место в памяти домашнего компьютера Шекспиром, Диккенсом, Кэрролом и всеми остальными... Но он читал их, как и все мы. Ему просто не нравилось признавать это. Забавно... чем больше читаешь, тем шире и интереснее становится вселенная.
      Ф р а н к л и н: И куда же мы направляемся в этой твоей интересной и обширной вселенной?
      М а р к у с: Нас высадят в десяти километрах от гидропонной колонии в секторе 50. Оттуда мы полетим на шаттле до зоны перехода у одного из внешних маяков и добудем новые документы. А потом мы будем импровизировать, пока не доберемся до Ио.
      Ф р а н к л и н: Импровизировать?
      М а р к у с: Ну скажем так, оттягивать все до последней минуты... Я ничего не планирую заранее, это позволяет мне оставаться гибким...
      Ф р а н к л и н: Тогда откуда нервная привычка?
      М а р к у с: Обычно, когда я беру одну из "Белых звезд", либо Деленн, либо Ленньер прощаются со мной. Но на этот раз они не простились. Кроме того, другие минбарцы очень странно смотрели на меня, когда я спросил о ней. Надеюсь, все в порядке...
Позднее Тони Доу признался, что это была одна из его любимых сцен.
    Д о у: Думаю, она была снята очень интересно, но у нас был довольно жесткий выбор — я просто передал законченный эпизод продюсерам, и он был на 4 минуты дольше, так что вместо того, чтобы вырезать фрагменты из разных сцен, они предпочли убрать всю эту сцену.
А другая сцена между Франклином и Маркусом все–таки вошла в эпизод — это финальная сцена серии.
Но, как оказалось, эта сцена с песней была, что называется, "списана с натуры". Вот что вспоминает Ричард Биггз (Франклин):
    Б и г г з: Джо наблюдал за Джейсоном с тех пор, как тот пришел к нам работать. Джейсон порой напевал одну из песен–упражнений, которые он учил еще в драматическом колледже. Джо следил за тем, как Джейсон действовал мне на нервы (и наоборот), поэтому когда вы читаете сценарий, вы можете представить себе, что происходило на съемках, потому что эта сцена совершенно реалистична.
Песня, которую пел Маркус, называется I Am the Very Model of a Modern Major General, она из The Pirates of Penzance Гилберта и Салливана. Маркус не совсем точно исполнил ее: вместо слов "quote the fights historical" он спел "quote the facts historical".
Однако, несмотря на этот небольшой недочет, Джейсон Картер, исполнитель роли Маркуса, очень гордился, что сумел спеть песню целиком.
    К а р т е р: Я действительно знал слова всей песни. Я недавно был на съезде, меня попросили спеть ее, и я добрался до третьего куплета. Я ведь знал каждое отдельное слово, но мы не стали добираться до конца песни, потому я хотел лишь доказать то, что знаю ее, потому что выучить подобную песню не слишком просто.
В результате эта песня прозвучала вместо темы четвертого сезона во время заключительных титров.
    Д о у: Я снял сцену так, как это было написано в сценарии. Маркус пел, и я подумал, нам надо снимать до тех пор, пока он не забудет слова, — так мы и сделали. Мне показалось, что это начнет бесить всех, поэтому, делая режиссерский монтаж, я оставил всю запись, и продюсеры решили, что будет очень забавным пустить эту песню в качестве музыкального сопровождения для финальных титров, и это сработало превосходно.
Экспонат позаимствован из "Искупления"

Странный трюм и волшебная папка
В корабле, на котором летели Франклин и Маркус, нет искусственной гравитации, поэтому внутри него все находится в состоянии невесомости. Но когда транспорт показывают снаружи, его двигатели работают. Результирующее ускорение (в вакууме включенные двигатели обязательно вызывают ускорение) приведет к тому, что все объекты в трюме окажутся у одной из стен. Конечно, может быть, что двигатели на самом деле были в режиме готовности и ускорения не создавали.

Во время сцены в конференц–зале с Шериданом, Франклином и Маркусом, Франклин проглядывает документы, а на столе у Шеридана лежит папка. Когда камера переключается, и в кадре появляются все три персонажа, Франклин держит папку в руке.

Экспонат позаимствован из "Искупления"

Девять и Один
Многих поклонников интриговал вопрос, является ли Избранный членом Серого Совета. Стражинский довольно четко ответил на него: как и Вален, Дукхат не входил в Серый Совет. Но тогда поклонники обратили внимание на сцену из этого эпизода, где одно из девяти мест пустует, из чего они сделали вывод, что это место Дукхата.
    J M S: Через это пустое место входит Дукхат, а за ним Деленн, а затем другой минбарец занимает его.
    (Неожиданная мысль... Я должен проверить, чтобы убедиться, что мы использовали именно этот кадр, не остался ли он в "ежедневках"...) Но если вы сосчитаете всех минбарцев в конце сцены, вы убедитесь, что все в порядке.
Экспонат позаимствован из "Искупления"

Любимый крейсер Стражинского
К сцене сражения земного конвоя с минбарцами было довольно много претензий. Многие не могли понять, откуда появились истребители, почему землянам удалось так легко поразить минбарский крейсер. Стражинский объяснил это в своих комментариях (см. анализ "Искупления"). Однако больше всего поклонников удивило появление в этой сцене тяжелого крейсера "Гиперион" — он сопровождал "Прометей".
По словам сопродюсера Джорджа Джонсена, все модели, использовавшиеся в сериале, хранятся без имен со ссылкой на специальный файл, где перечислены все названия кораблей. Корабль, показанный в эпизоде, был "Гиперионом", потому что "так захотел Джо".
Экспонат позаимствован из "Искупления"

Последнее обновление: 18 июня 1999 года © 1999–2002, Beyond Babylon 5