Beyond Babylon 5 Вокруг Вавилона
Десятый зал
Начало осмотра

„Рука TNT”
Примерно в начале сентября 1998 года руководство TNT решило, что представители канала должны внести свой посильный вклад в работу над сериалом, и потребовало заменить декорации и форму главных героев, а также снять новый „первый” эпизод, — по мнению TNT, премьерный эпизод нового сериала оказался слишком сложен для непосвященного зрителя. И в итоге Стражинского заставили снять „понятный для всех” вводный эпизод. Вот Стражинский и снял. Когда смотришь эту серию, начинает казаться, что JMS просто отомстил TNT. Конечно, „Зона боев” — это не „Инфекция”, но...
Любопытно, что Стражинскому пришлось вырезать из этого эпизода единственный важный фрагмент про то, почему Шеридан выбрал в качестве командира „Экскалибура” именно Гидеона. В ответ на вопрос поклонника Стражинский писал:
    J M S: Они сказали, что сцена с сенатором слишком долгая (так не было, пока в нее не был добавлен длинный фрагмент, когда сенатор все объясняет), так что разговор про Гидеона был из нее вырезан, а за счет освободившегося времени удлинили драку в начале эпизода.
Поклонники потом долго упрекали Стражинского за обилие занудных объяснений.
    J M S: Все эти объяснения — именно то, чего хотели на TNT... И одна из причин — они не собирались вновь показать „К оружию” перед премьерой... Если бы они собирались, то объяснения были бы не нужны... После того как мы сняли „Зону боев”, они собрались показать фильм перед сериалом... А потом они показали „К оружию” ПОСЛЕ эпизода... здесь вообще отсутствует какой–либо смысл.
    Но я все равно горжусь тем, что мы сделали с „Зоной боев”, потому что все это напоминало, словно кто–то передал вам трубку и ветку дерева и сказал вам сделать из этого телескоп. Это не слишком приятно, но мы справились с той работой, которую нам дали.
Экспонат позаимствован из „Зоны боев

Иные дракхи
В эпизоде появляется дракх с большими красными глазами и без рта. Он напоминает посланца дракхов из эпизода „Линии связи” (см. один из старых экспонатов Паноптикума). У поклонников даже возникли версии о том, что существует два вида дракхов. Но вот что сказал JMS:
    J M S: На них надеты боевые шлемы, выполняющие одновременно роль кислородных масок. Они специально созданы похожими на черепа, чтобы пугать врагов (этот обычай берет начало из традиций дракхов). Выйдя в космос, они придали этот традиционный вид кислородным маскам и инфракрасным сканерам, так что дракхи могут успешно действовать в различных условиях.

    М е й р а н д: Одной из идей было сделать дракхов больше похожими на насекомых, чтобы зритель не был убежден в том, сколько у них глаз — два, три, четыре, шесть, как у пауков или жуков. Мы также хотели попытаться заставить зрителя задуматься, живая ли это плоть, или роговые пластины, подобные панцирю черепахи. Когда мы сделали образцы, нам поставили такую задачу: „Это нечто, подобное инопланетному Дарту Вейдеру. Вы не знаете, что они такое. Вы не можете сказать, маска это или так выглядит само существо.”

Экспонат позаимствован из „Зоны боев

Хорошо забытое старое
Оружие дракхов, показанное в „Зоне боев”, уже использовалось в „Вавилоне 5” — в эпизоде „Взгляд с галерки”. Это оружие было слегка изменено, но в целом осталось прежним. В дополнение к ним были изготовлены гранаты, которыми вооружены дракхи. Все это было изготовлено внештатным сотрудником по реквизиту Дрегоном Дронетом. Самое интересное, что он снялся в том самом эпизоде, для которого готовил реквизит. Правда, вряд ли кто–нибудь из знакомых сможет узнать его на экране, — Дронет исполнил роль одного из дракхов.
Экспонат позаимствован из „Зоны боев

Оправдание для TNT
Кэрри Добро, сыгравшая Дурину, была довольна „вторым первым” эпизодом. Актриса призналась, что никак не могла понять, как же вся эта разношерстная компания очутилась на „Экскалибуре”.
    Д о б р о: Я знаю, как я прилетела на Вавилон 5, потому что все это было в „К оружию”, но вот как мы оказались вместе с Гидеоном — не знаю. У меня не так много общения с другими персонажами. Я никогда не говорила с Мэтсоном. Я даже не думаю, что мы с ним вообще разговаривали, но в этом эпизоде мы хотя бы познакомились.
Узнав, что ее героиня содержалась в заключении с момента окончания „К оружию” до начала „Зоны боев”, Добро смеялась:
    Д о б р о: Я не удивлена. Они никогда не понимали, чего я стою.
Экспонат позаимствован из „Зоны боев

Снова „рука TNT”
По мнению поклонников, единственным по—настоящему слабом местом эпизода были картины #132;Земли в панике”.
    J M S: Замечание TNT: нам нужно увидеть Землю в панике, если мы просто услышим об этом, никто не поймет происходящего. Они заставили нас вставить эти сцены.
    Эти сцены действительно не вписываются в эпизод. Более того, приказ вставить подобные сцены пришел примерно за два дня до того, как мы должны были начать съемки, поэтому нам пришлось в спешке переделать декорации, чтобы вставить их в монитор и изменить еще кое–что, а затем поспешно найти какие–нибудь документальные кадры, которые более ли менее подошли бы.
Экспонат позаимствован из „Зоны боев

Капитан Нельсон
Роль капитана Дэниелса исполнил актер Маршалл Тиг, который сыграл в „Вавилоне 5” Та'Лона, преемника Г'Кара на посту посла Режима Нарна („Один в ночи”, „Тяжелый день”, „Объекты в покое” и др.). Этот же актер сыграл Нельсона Дрейка в одном из самых неудачных эпизодов первого сезона „Инфекция”. И если под гримом нарна его узнать трудно, а скорее всего, невозможно, то отдаленное сходство с Нельсоном заметить все–таки можно.
Экспонат позаимствован из „Долгой дороги

Семейственность в n–ой степени
Роль техномага Олвина, чья история подробно рассказывается в трилогии „Гибель техномагов”, исполнил известный английский актер Эдвард Вудвард, который является ни кем иным, как отцом Питера Вудварда, исполнителя роли Галена. Делясь своими ощущениями от совместной работы с отцом, Питер сказал:
    П и т е р   В у д в а р д: По сравнению с другими эпизодами, работа над этим была относительно простой, поскольку мне не нужно было много говорить, как обычно, — а это божья благодать. Но, с другой стороны, мне пришлось выучить и все реплики отца.

    Э д в а р д   В у д в а р д: Это зачем ты выучил и мои реплики?

    П и т е р   В у д в а р д (тактично): Мы помогали друг другу.

Вудвард–старший был не совсем доволен этим признанием сына и с иронией повторил: „Ему пришлось выучить и все мои реплики!”.
Комментируя впоследствии историю с репликами, отец с сыном рассказали следующее:
    П и те р   В у д в а р д: Обычно Гален является тем персонажем, который произносит все реплики, а тут Джо написал для Эдварда столько, что в истории такого просто не было...

    Э д в а р д   В у д в а р д: Не думаю, что мне приходилось выучить столько текста за столь короткое время за всю свою жизнь... Это очень хороший текст, его можно обыграть, но моей самой большой по объему ролью до сих пор был Ричард III, и обнаружилось, что с Шекспиром было проще.

Эдвард очень хвалил сына за помощь во время съемок.
    Э д в а р д   В у д в а р д: Он рассказал мне очень много о сюжете. Но помимо этого он рассказал мне, куда идти, что делать, где можно поесть... Он суетился вокруг меня, так что я ощущал себя стариком со слугой, который готов отреагировать на каждый мой чих.
Экспонат позаимствован из „Долгой дороги

Актерская интуиция
В „Долгой дороге” Олвин показан довольно мало — несмотря на большое количество времени, проведенном на экране, реально зрители почти ничего не узнали о прошлом этого техномага. Однако в трилогии о техномагах Олвин играет очень важную роль, и его прошлое очень тесно связано с прошлым Галена. Олвин был близким другом Элрика, благодаря своей страсти к языкам и древним хроникам он оказался единственным из техномагов, кто, не будучи членом Круга, знал тайну происхождения ордена. Более того, в 2259 году Олвин отказался отправиться вместе с другими техномагами в тайное убежище, хотя постарался помочь им. Ему пришлось пережить серьезную утрату, и это тоже наложило на него свой отпечаток. Однако в целом Олвина всегда отличало чувство юмора, любовь к розыгрышами, нарочитая театральность. В общем, личность очень сложная, противоречивая, и сыграть эту роль было очень сложно, в особенности если учесть, что все эти подробности не были известны актеру.
    Э д в а р д   В у д в а р д: Олвин маг. Он колдун. Он такой же, как Гален, которого играет Питер. У них есть прошлое. Конечно, он намного старше, Гален моложе, но их прошлое накладывает свой отпечаток. Однако вы не знаете, каково это прошлое, и это довольно умно. И это значит, что вы можете сыграть очень многое в своем воображении. Поэтому мы очень много играли взглядами. Зритель поймет, что у нас есть прошлое, но никто не узнает, каким оно было. Мы ведь тоже не знаем этого.
Еще один интересный момент, прибавивший дополнительные штрихи к ролям Галена и Олвина. И тот, и другой — английские актеры, причем в первую очередь театральные, воспитанные на классическом репертуаре. Для американцев они в некотором роде иностранцы, как признал сам Вудвард–старший, и потому их речь звучит для зрителей „Крестового похода” несколько необычно, придавая особый колорит ордену техномагов.
Экспонат позаимствован из „Долгой дороги

Хижины и драконы
Полноразмерный скетч Золотой дракон, являвшийся визитной карточкой Олвина, создавался, как обычно, совсем непросто. Вспоминает Люк Мейранд:
    М е й р а н д: Я хотел создать образ дракона, больше похожего на водяного дракона. Не только потому, что он должен был выглядеть так, словно исчезает в воде, но и потому что летающие драконы уже были сделаны уже столько раз, причем настолько хорошо, что мне было бы сложно соревноваться с ними.
Дом Олвина дизайнер решил разместить в густом лесу.
    М е й р а н д: Деревья выглядят хорошо, когда их много. Когда они поодиночке, в компьютерной графике это совсем не смотрится. Поэтому хотелось создать ощущение чего–то театрального. Первый раз хижина оказалась слишком простоватой, поэтому пришлось переделать. Она должна была производить впечатление прочной, надежной, но в то же время немного декоративной, поскольку Олвин воспринимается довольно красочным и многогранным персонажем.
Полноразмерный скетч
Экспонат позаимствован из „Долгой дороги

Двусмысленное положение
Один из журналистов, присутствовавший на съемках „Кладезя вечности”, решил, что в снимаемых сценах можно увидеть намеки на будущий роман между Галеном и Дуриной.
    В у д в а р д: Намеки? Ну, если посмотреть с другой стороны, то можно углядеть и намеки на роман между Галеном и Гидеоном. Кто знает?
Экспонат позаимствован из „Кладезя вечности

Имя автора всуе
В одной из сцен, бывших в сценарии, но не попавших в окончательную версию эпизода, встречается упоминание о писателе эпохи Вавилона 5 и о его великом творении. Однако имя не упоминается — видимо, чтобы не вызвать у автора неприятных ощущений...

В коридоре

Гален возвращается со своего корабля, а Дурина появляется из ниоткуда и следует за ним. Гален догадывается о ее присутствии и резко оборачивается.

    Г а л е н: Я начинал думать, что ты перестала интересоваться мной. Ты не дергала меня за рукав с того момента, как я прилетел.

    Д у р и н а: Я думала о том, почему ты здесь.

    Г а л е н: Рад, что предоставил тебе возможность занять себя чем–нибудь.

    Д у р и н а: Не могу решить, что ты получаешь от всего этого.

    Г а л е н: Разве кто–нибудь говорил о том, что я хочу? Я сказал тебе, что это место — величайший источник.

    Д у р и н а: Недавно я прочла новую книгу. Вот цитата: „Во Вселенной воедино сплетаются три элемента: энергия, материя и просвещенный эгоизм” [„Выжившие”].

    Г а л е н: А, конечно. Знаю я эту книгу. Даже автор признает, что она нуждается в переработке.

    Д у р и н а: Хотя бы и так. Ты прилетел, говоря, что хочешь помочь нам.

    Г а л е н: А ты мне не веришь?

    Д у р и н а: Я знаю тебя, Гален. Лучше, чем ты думаешь. Я смотрю в твои глаза и знаю, что ты хочешь получить что–то еще.

    Г а л е н: И ты не можешь понять, что именно...

    Д у р и н а: Пока не могу.

    Г а л е н: Неплохо. Ты учишься.

Гален уходит. Дурина мрачно следит за магов, заворачивающим за угол.
Экспонат позаимствован из „Кладезя вечности

Слоны и фены
История с фенами, несмотря на свою крайнюю невыразительность и примитивность при изображении на экране, во время съемок позабавила многих.
    В у д в а р д: Мы очень много смеялись, когда снимали эту сцену. Не слишком часто к вам проявляют интерес медузы, однако у меня есть приятель, к которому во время прогулки по заповеднику начал активно приставать... слон!
Слово „фены” („fen”) в английском языке часто используется как множественное число от слова „fan” („фанат, поклонник”). Замечание Галена можно рассматривать как определенный кивок в отношении преследующих его фанатов: „Они практически лишены разума. Их привлекают яркие блестящие объекты, но они быстро теряют к ним интерес”.
Экспонат позаимствован из „Кладезя вечности

Свежий подход к старой символике
Интересно, что идея Кладезя вечности была подсказана Стражинскому Фионой Эвери. Эвери предложила ему рассматривать гиперпространство как гигантский перекресток (непосредственно в тексте эпизода можно найти более подробное описание этой концепции).
    Э в е р и: JMS понравилась эта концепция. Он воодушевился идеей о том, чтобы отправиться в гиперпространство ради чего–то, отличного от власти и силы. Обычно все воспринимается так: главный герой отправляется на перекресток, чтобы получить сразу все, стать могущественным. А я предложила ему полностью изменить этот подход и сделать так, чтобы герой отправлялся туда с совершенно личной целью, ради кого–то еще, кто стремился туда во имя остальных, во имя прекрасного.
Экспонат позаимствован из „Кладезя вечности

Как нарисовать миф
Сам Кладезь вечности создать было совсем непросто. По словам дизайнера Люка Мейранда, он хотел создать нечто особенное хотя бы потому, что этот объект принадлежит не обычному космосу, а гиперпространству.
    М е й р а н д: В сценарии „Кладезя вечности” лежит идея о поисках артефакта, который представляет собой не просто другой корабль, а нечто, обладающее совершенно иным предназначением. Поэтому я попытался создать огромный аналог ювелирных украшений — нечто, объединяющее в себе красоту, элегантность и уважение к тем, кто были захоронены там. Я думал о том, что там должно быть какое–то мерцание или даже огоньки, чтобы выделить его на фоне гиперпространства — ведь он будет иметь похожий цвет, но в то же время необходимо как–то „приподнять” его...
    Одной из задач было создание декораций, которые вписывались бы в образ Кладезя. Они должны быть достаточно замкнутыми и ограниченными, чтобы не нужно было показывать горизонт. И я подумал, что было бы здорово создать ощущение того, что Кладезь растет, становится все больше и больше по мере появления новых захоронений...
Экспонат позаимствован из „Кладезя вечности

Недолгие сборы
Актеры оказались на съемочной площадке фильма разными путями:
    Н и л: ...Очень немногие актеры могут позволиться себе выбирать проекты. Я — обычный актер, и беру то, что могу получить. Поэтому я, как и все остальные, проходил пробы и был взят на работу. Большинство звезд предпочитают не давать честного ответа на этот вопрос, но он именно таков.
    ...В том, что мы все [речь идет об исполнителях ролей новых персонажей, которых не было в „Вавилоне 5” — Прим. пер.] канадцы, есть своя ирония. Такого никто не планировал. Продюсеры вообще не знали, что я канадец, пока я сам об этом не упомянул. Просто так сложилось, что подбирали актеров из Ванкувера, исключая меня. Я из Торонто. Вот так, все мы оказались в основной массе из Канады.

    К а ц у л а с: Все произошло вот так: я случайно столкнулся с Джо. Я ужинал вместе с сыном в ресторане на бульваре Вентура, а Джо ужинал там с женой, и мы заметили друг друга. Именно в этот день он получил подтверждение о съемках „Рейнджеров”. Джо вопринял это как знамение — то, что я был там и во плоти, — и он сказал мне: „Хочешь сниматься в нем?” А я, конечно же, сказал да. Если бы с ним столкнулся Питер Юрасик, снимался бы он. Но так случилось, что в нужную минуту перед его носом оказался именно я.

    Г р е й: Они искали актеров, которые уже имеют опыт работы в театре, — такие указания были даны. Они не хотели нанимать людей, которые не играли в театре. Думаю, причина этого в том, что они понимали, что сериал будет несколько театральным, с этим количеством грима актеру нужно будет суметь сыграть через грим. Прежде чем идти на прослушивание, я вновь посмотрел сериал. Я приглядывался к костюмам и разным вещам, мне всегда нравились центавриане. Поэтому я надел рубашку, который носят английские гвардейцы, а сверху — мундир с накидкой в стиле Hugo Boss, и постарался вести себя так, чтобы они сразу поняли, что я по меньшей мере подхожу для этого сериала.
    Я зашел в комнату, у меня был большой текст, а в коридоре было очень шумно: стены в студии тонкие, словно бумажные. Кто–то разговаривал, шутил, спорил о лотерейных билетах, играх НХЛ, так что я совершенно не мог сконцентрироваться, хотя всегда считал, что неплохо умею это делать. Поэтому я остановился и сказал: „Мне необходимо, чтобы этот шум прекратился”. Думаю, в том, как я это сказал, было что–то, понравившееся им, потому что я не пытался быть слишком вежливым.
    ...Я постарался сыграть как можно лучше. По–моему, им понравилось увиденое, и они наняли меня сразу же. Возможно, это было сделано для моего же блага — на каждом прослушивании мне пришлось бы говорить им, чтобы шум прекратился.

Всего подбор исполнителей продолжался около двух месяцев. JMS получил официальное решение о начале работы над фильмом 19 или 20 марта 2001 года, а сами съемки начались 14 мая. Только в этот день был объявлен окончательный список актеров, занятых в фильме. Так что сборы были действительно недолгими.
Экспонат позаимствован из телефильма „Жить и умереть в сиянии звезд

Реквизит из подручных средств
Стив Гейхан (Steve Gaeghan), дизайнер, вместе с Джо попытался внести дополнительное разнообразие в декорации, благодаря чему они теперь выглядят скорее как произведения искусства, а не фон для съемок телесериала. Гейхан добавил дополнительную фактуру всем панелям, что придало им определенную глубину и богатство текстуры. Основные тона — медный, синий, зеленый и оловянный.
Суки Паркер (Suki Parker), художник–дизайнер, которая работала со Стивом над созданием дисплейных панелей, придумала минбарский алфавит на основе нескольких букв, показанных в эпизоде „Глас в пустыне”. Теперь минбарский алфавит содержит 26 букв и 10 цифр, именно из них составлены надписи на всех звездных кораблях. Объявления на „Лиандре” тоже написаны на минбарском. Для своего удобства новый экипаж корабля кое–где зачеркнул минбарский текст и сделал надписи на английском.
Клайв Эдвардс (Clive Edwards) занимался реквизитом. Именно он придумал звезду с рубином в центре, которая играет важную роль в минбарских ритуалах. Минбарская граната из велосипедной втулки и кольца для ключей и минбарский боевой шест Дэвида Мартела — тоже его произведения.
Панель управления огнем
Звезда рейнджеров
Минбарская граната
Экспонат позаимствован из телефильма „Жить и умереть в сиянии звезд

Непростой новичок
Маккензи Грей исполнил в фильме роль министра Кафты. Он представляет новую расу Вселенной Вавилона 5:
    Г р е й: У меня очень сложный грим, все лицо покрыто маской и слоем грима. Очень много масок было привезено из Лос–Анджелеса, где снимался старый сериал. Поэтому минбарцы выглядят похожими на минбарцев, нарны — на нарнов и т.д. Однако в фильме появляются новые маски, разработанные талантливым канадским гримером и дизайнером Биллом Терезакисом. Он работал во многих сериалах и фильмах, он великий дизайнер. Его попросили создать новую расу, и я единственный актер, который сыграл представителя этой расы.
    Это новый инопланетянин, представитель новой расы. Его еще никогда не видели на Вавилоне 5. Его вызвали, чтобы получить ответы на вопросы, которые возникли у рейнджеров.
    Министр Кафта — интересный персонаж, который появляется во время довольно рутинной операции. Скажем так — в нем есть нечто большее, нежели кажется на первый взгляд, и он создает кризисную ситуацию, которую приходится разрешить экипажу.
Экспонат позаимствован из телефильма „Жить и умереть в сиянии звезд

Последнее обновление: 8 апреля 2002 года © 1999–2002, Beyond Babylon 5