Beyond Babylon 5 Вокруг Вавилона
Четвертый зал
Начало осмотра

Невероятный Денеб
Странным выглядит утверждение о крупнейшем из близких к Земле колониальном рынке на Денебе IV. Возможно, конечно, что здесь слово Денеб не означает ничего конкретного, однако в реальности это очень известная звезда. Вместе с Вегой и Альтаиром Денеб образует т.н. летне-осенний треугольник (видимая звездная величина звезды — +1.3), она является одной из самых ярких звезд (абсолютная звездная величина -5.2, больше только у Ригеля — -6.2, конечно, это среди стабильных звезд, расстояние до которых можно определить). Это белый сверхгигант с диаметром, в 35 раз превышающим диаметр Солнца, излучающий огромное количество энергии. Маловероятно, что у него есть планетная система, но еще менее вероятно, что на этих планетах возможна жизнь. А кроме того, до Денеба от Солнца 170 парсек (примерно 554 световых года), так что если там и есть колония, то она явно не из ближайших.
Экспонат позаимствован из "Гонок с Марсом"

Знамения и предвестники
В этом эпизоде стоит обратить внимание на двух актеров. Первый — Донован Скотт, сыгравший капитана Джека. Скотт — не только актер, но также сценарист и режиссер. Незадолго до съемок эпизода он был в России, где снимал фильм и минисериал.

Примечательна и актриса Кэрри Добро, сыгравшая здесь эпизодическую роль бракири, невольно ставшей поводом для ссоры между Шериданом и Гарибальди. Добро уже снималась в "Вавилоне 5" — в роли доктора Гаррисон из эпизода "Вживление". Значительно интереснее то, что именно эта актриса была приглашена продюсерами на роль Дурины Нафил в фильме "К оружию" и сериале "Крестовый поход". Многие поклонники пришли в восторг от ее игры и теперь считают ее персонаж одним из самых интересных.

Экспонат позаимствован из "Гонок с Марсом"

Тонкости минбарского языка
Особое внимание поклонников привлекла сцена между Деленн и Шериданом в соответствии с очередным минбарским ритуалом. И замечание Ленньера, сделанное в лифте, — некоторые почему–то решили, что Ленньер сказал что–то по–минбарски, и потом долго мучили Стражинского вопросам, как переводится "woo hoo" с минбарского:
    Moderator: Q: <PlaidLad> to <Moderator>: JMS, is it true that 'woo hoo' means 'two minutes' in minbari?
    JMStraczynski: .................................................no.
Экспонат позаимствован из "Гонок с Марсом"

"Семейный" дуэт
В этом эпизоде нашла свое продолжение тема, которая была начата Стражинским еще в "Искуплении". Семейная пара Джима Фенермана и Дэниела Лейна, которая произвела большое впечатление на поклонников самим фактом своего существования (впрочем, после заявления Гарибальди, что папа римский — женщина, нас уже очень трудно чем–либо удивить), продолжила свой отпуск на Марсе. Хотя уже, к счастью, не в номере для новобрачных, поскольку отель "Красная планета" был взорван террористами. И если Франклин сразу же подцепил себе подружку, то Маркусу пришлось значительно сложнее. Вот что говорит Джейсон Картер, исполнитель роли Маркуса:
    К а р т е р: У меня было два выбора. Либо он был невероятно духовно развит еще до того, как начал общаться с минбарцами и рейнджерами. Либо он просто ищет подходящую женщину. Именно такой выбор встал передо мной как перед актером, и я остановился на первом варианте. Я решил, что он невероятно развит духовно, но много играет минбарским шестом. К сожалению, Джо заставил его делать это, когда Франклин удалился с Номером–1, а я должен был сидеть на ящике и следовать тому, что было написано в сценарии: "Маркус то открывает, то закрывает шест". Неужели Джон не мог придумать что–нибудь еще в качестве сексуальной метафоры? Почему мне пришлось открывать и закрывать шест?!
Однако сама работа над этим "семейным дуэтом" доставила Картеру и Биггзу много удовольствия.
    К а р т е р: Я наслаждался работой с Ричардом Биггзом. И он — я говорю от его имени — наслаждался работой со мной. Надеюсь, это было так, иначе он мне лгал! С ним было очень легко работать. Мы обыгрывали совершенно разные стороны наших персонажей. Он был прагматически методичным, а я — непредсказуемым и вдохновенным.
Экспонат позаимствован из "Линий связи"

Обманчивая внешность драха
Внешний вид посланца драхов, прилетевшего на "Белую звезду" Деленн довольно необычен. История его происхождения впечатляет: дизайнеры создали довольно эффектный образ, напоминающий голову змеи с красными глазами. Однако, кому–то пришло в голову придать посланцу драхов походку, вызывающую ассоциации с брейк–дансом. Видимо, автор этой идеи хотел продемонстрировать, что суставы драхов функционируют совершенно не так, как у других рас, но итоговый результат оказался просто смешным. Поэтому, оставив несколько кадров фиксированными, редакторы исказили изображение на остальных, убавив резкость, в результате чего драх превратился какое–то странное существо не от мира сего, которое словно проступает лишь в отдельные мгновения, а в остальное время не то расплывается, не то находится в каком–то "смещенном" положении, не там, где его видят.
Не следует, однако, думать, что появляющиеся в пятом сезоне "Вавилона 5", фильме "К оружию" и "Крестовом походе" драхи будут выглядеть именно так. Настоящий драх — это то, что мы увидели в фильме "К оружию". В одном из своих интервью Стражинский сказал, что драхи могут носить шлемы, которые одновременно используются как в качестве кислородных масок, так и приборов ночного (инфракрасного) виденья.
Экспонат позаимствован из "Линий связи"

Гарибальди и его покровитель
Примечательно, что во время монтажа этого эпизода продюсеры изменили вариант, представленный режиссером. Изменение было связано со сценой ужина Гарибальди. В версии Игла камера лишь мельком показывает экран, на котором идет мультфильм про Даффи Дака, а затем быстро переключается на Гарибальди — он продолжает находиться в центре в течение всей сцены, в то время как мультфильм не виден, слышны лишь звуки. Однако Стражинский захотел, чтобы мультфильм был показан значительно дольше. Кстати, речь идет о мультфильме Duck Amuck, вышедший в 1953 году. Babylonian Productions пришлось улаживать проблему с Warner Bros., чтобы показать фрагмент этого мультфильма.
Позднее Стражинский так объяснил появление Даффи Дака в "Вавилоне 5":
    J M S: Я сам страстный поклонник мультфильмов WB, а этот знал очень хорошо, и в нем были два места, которые могли бы подойти к сюжету: второй, который я почти использовал — когда два Даффи спорят друг с другом.
    Но главная причина появления мультфильма заключается в желании намекнуть, что на Гарибальди (как и на Даффи Дака) действует некая сила извне, которая и заставляет их поступать так, как они поступают.
Экспонат позаимствован из "Конфликтов интересов"

Династия: семья Затрасов
Одна из самых ярких и уж точно самая забавная сцена этого эпизода — это встреча Ивановой с одним из Затрасов в недрах Эпсилона III. Интересно, что эта сцена стала в некотором роде образцом для актеров. Дело в том, что эта сцена снималась сразу, непосредственно, без расчета на последующий монтаж.
    И г л: В сценарии было написано: "А что если сделать ее непрерывной?". Было бы забавно сыграть ее так, лишь иногда передвигая камеру, чтобы сделать акцент на том или другом персонаже, но не делать "заплечных" кадров и не давать крупный план, все время показывая на экране двух персонажей.
    Было два почти идеальных дубля. Хотя мы отсняли 15 или больше дублей, тот, что вошел в эпизод, был отснят вторым.
Стражинский очень гордился этой сценой:
    J M S: Я хотел, чтобы эта сцена была именно сыграна, а не порезана, чтобы показать, на что способны наши актеры. Мы взяли 4 минуты пленки и так и не сделали ни одной склейки...
Тим Чот, исполнивший роль Затраса, был очень доволен сценой:
    Ч о т: Реплики моего персонажа становятся все лучше с каждым разом, я узнаю о нем все больше, проявляются новые грани. Кажется, что Джо пишет именно то, что я хочу сыграть.
    Дэвид Игл позвонил мне и предупредил, что они хотят снять сцену целиком, так что мне придется выучить ее всю от начала до конца. Порой, когда вы получаете очень долгую сцену, вы можете выучить свои первые реплики намного лучше последних, а в течение съемочного дня можете постепенно заучивать отдельные фрагенты.
    Я уже знал, что смогу справиться с подобной сценой, однако одно дело учить реплики дома, и совсем другое — находиться на съемочной площадке, все совсем не так, как вы себе представляете. Все вокруг разрушает вашу концентрацию, и реплики вылетают из вашей головы. Сосредоточенность — это то, что вам просто необходимо, особенно в день съемок. Помню, в тот день, когда мы снимали, было много волнений, и хотя я получил сценарий примерно за месяц и все давно выучил, реплики все–таки вылетели из моей головы, как только я оказался на площадке рядом с Клаудией. Нам двоим пришлось играть сцену почти 5 минут и повторить ее многократно. Каждый раз, когда персоналу нужно было наладить свет, я был просто счастлив, имея возможность ткнуть Клаудию в бок и сказать "Ладно, давай пробежим это еще разок".
После съемок этого эпизода Тим Чот (кстати, когда он без грима пришел поблагодарить Дэвида Игла, тот его не узнал!) впервые попросил продюсеров вернуть Затраса хотя бы разочек. До этого момента Чот не хотел оказывать давление на Стражинского. Коупленд сказал, что Чот вернется еще много раз, но... как мы знаем, даже в отснятых эпизодах "Крестового похода" Затраса нет. И очень жаль. (Хотя сам Тим Чот сыграл одного эпизодического персонажа.)
Экспонат позаимствован из "Конфликтов интересов"

Шаг вперед, два шага назад
Сцену разговора между Лиз и Гарибальди все считали очень важной, поэтому еще задолго до съемок Дэвид Игл тщательно продумал, как он будет снимать ее.
    И г л: Для этой сцены я хотел сделать нечто визуально–психологическое. Они начинают разговор из разных концов комнаты, в сценарии говорилось следующее: "Гарибальди находится на одной стороне комнаты, почти у самой стены, а Лиз — на другой". Я хотел сблизить их даже несмотря на то, что разговор, те реплики, что они говорили, расталкивали их. Я начал с того, что они находятся по разные стороны комнаты, а потом постпенно подходят друг к другу и оказываются совсем рядом, но тут входит Уэйд...
    Здесь все довольно тонко, и я не знаю заметили ли зрители этот нюанс, но мне казалось, что подобный подход будет интересным.
Экспонат позаимствован из "Конфликтов интересов"

Драма с ящиками
И г л: Интересно, как ошибки порой идут нам на пользу. Когда за Гарибальди, Лиз и Уэйдом гнались, а пропуск Майкла не сработал, так что они не смогли выбраться через другую дверь помещения, где оказались, Гарибальди выстрелил в вентиляционную решетку, они составили ящики и залезли наверх, в шахту. Если помните, когда Уэйд лезет вверх, он сбивает несколько ящиков, но этого не должно было произойти. Когда ящики упали, я не стал кричать "Стоп!", а подумал: "Давайте посмотрим, что произойдет: если Джерри подпрыгнет и попытается подтянуться, я смогу остановить сцену там, а затем переключить на другую сторону". И Дойл действительно подпрыгнул и подтянулся. Потолок находился довольно высоко, но Джерри справился, и мы использовали этот дубль. Джерри мог бы сказать: "Ладно, ящики попадали" и подождать, пока я не скажу "стоп", но поскольку он просто продолжал играть, я дал ему такую возможность, и это сработало.
Экспонат позаимствован из "Конфликтов интересов"

Суфлер для Ивановой
В этой серии мы стали свидетелями выпуска новостей, который вела Сьюзан Иванова. Многие зрители заметили, что Иванова выглядела так, словно читала тест телесуфлера. Стражинский подтвердил, что Клаудиа Кристиан действительно воспользовалась телесуфлером. По мнению автора, это придало сцене большую реалистичность, зрителям кажется, что она действительно ведет выпуск теленовостей.
Экспонат позаимствован из "Слухов, сделок и обманов"

Чудесная вилка: возьми и удивляй друзей
В прологе эпизода (сцена в столовой) внимательный зритель без труда может обнаружить забавный монтажный прокол. После того, как офицеры рассаживаются, нам показывают их общий план. В руке у Маркуса — вилка, но держит он ее ручкой вниз. Зак задает сидящему отдельно капитану вопрос, все, включая Маркуса, смотрят на Шеридана. Камера с общего плана переключается на вид из–за спины Зака (он продолжает произносить свою реплику), и в кадре вновь оказывается вилка Маркуса почти в том же положении, но уже с наколотым на нее куском чего–то в форме пятиконечной звезды. Через несколько секунд камера вновь переключается на общий план и вилка Маркуса вновь пуста. Еще через пару секунд он ее опускает и, о чудо! цепляет ту самую пятиконечную звезду. Эта звезда остается на вилке до конца всей сцены и появляется в кадре каждый раз, когда включается камера за спиной Зака.
Экспонат позаимствован из "Слухов, сделок и обманов"

Два сапога — пара
Этот эпизод озаменовался первым (и единственным) в четвером сезоне упоминанием о "сладкой парочке" — комическом дуэте Рибо&Зути. Стражинский сказал, что их имена не являются переделкой фамилий или имен реальных людей, просто получилось довольно забавное сочетание. Бедняга Лондо не может понять их шуток, но в пятом сезоне выяснится, что Рибо и Зути очень много путешествовали и изучали юмор инопланетян, так что они умеют шутить так, что смешно бывает практически всем. Эта пара будет основой сюжета целого эпизода (конечно, он будет посвящен не только этому) пятого сезона, сценарий к которому написал очень известный американский писатель Нейл Гейман. А одного из этих комиков озвучивал не кто иной, как сам Харлан Эллисон, концептуальный консультант сериала (на самом деле он озвучивал не совсем одного из комиков, но это уже небольшой спойлер и об этом мы еще расскажем во время показа пятого сезона).
Экспонат позаимствован из "Слухов, сделок и обманов"

Поиски завоевателей Галактики
Роль мистер Эдамса, просившего Гарибальди найти его пропавших кота и пса, исполнил ни кто иной, как знаменитый американский мультипликатор Скотт Эдамс, создатель серии про Дилберта. Стражинский решил обыграть его появление и специально для него написал диалог про пса и кота, мечтающих о покорении Галактики: дело в том, что Эдамс придумал персонажей Догберта (Dogbert) и Кэтберта (Catbert), один из который стремиться к тому, чтобы стать властелином мира.
Эдамс с самого начала был преданным поклонником "Вавилона 5" и часто говорил, что этот сериал является лучшим из всех, когда–либо отснятых. Когда продюсеры "Вавилона 5" пригласили его сняться в одном из эпизодов, художник сразу же согласился, несмотря на сжатые сроки подготовки своей новой книги.
    Э д а м с: "Вавилон 5" — это единственный сериал, за которым я по–настоящему слежу. Вне зависимости от того, насколько я занят, я все откладываю в сторону, когда идет "Вавилон 5". Когда меня спросили, хочу ли я там сняться, я сказал: "Конечно!".
Сначала продюсеры предложили Эдамсу сыграть инопланетянина, но в результате "я сыграл человека — человека несколько не в себе, но все же человека". Забавно, что в этом же эпизоде снялась подруга Эдамса Пэм Окасаки, только в отличие от художника она появляется на экране в гриме минбарки. Когда Эдамс увидел, как много грима наложили на голову его подруги, он порадовался, что самому ему не пришлось играть инопланетянина.
Экспонат позаимствован из "Переходных моментов"

Странные желания Бестера
Очень эффектной оказалась сцена Бестера и Литы. Великолепные реплики, динамичный диалог и прекрасная игра актеров — Вальтера Кенига и Патрисии Толлман.
    К е н и г: Здесь он по–прежнему похож на самого себя, но подход к нему совершенно иной. Думаю, реакция Пэт на него была удивительной — в этом диалоге столько же игры, сколько текста, и она все чудесно обыграла. Для меня это стало новой гранью персонажа, хотя там прочитывалась и серьезная угроза. Я сыграл это намного легче. Я подхожу к Лите с этой бредовой идеей и думаю, как бы сделать ее... ммм... приятной? Это был забавный момент.
Экспонат позаимствован из "Переходных моментов"

Магия дат
Бестер делает запись в свой дневник 3 августа 2261 года. 3 августа — особенная дата для героев "Вавилона 5". Именно в этот день впервые появился посланец Теней (Морден в "Пророчествах и предсказаниях"), в этот же день Тени совершили нападение на бракири, послужившее поводом для претензий Шеридана на помощь со стороны ворлонцев ("Интерлюдии к испытаниям").
Экспонат позаимствован из "Переходных моментов"

Эсминец–ренегат
В премьерном показе по TNT корабль, открывший огонь по кораблям с беженцами, оказался "Агамемноном", бывшим кораблем Шеридана. Узнав о такой оплошности, аниматоры Babylonian Productions позднее переименовали его в "Поллукс". История же появления "Агамемнона" на экране в качестве корабля, преданного Кларку, весьма и весьма поучительна: как оказалось, аниматоры просто поленились сделать новую модель и решили, что, раз название корабля все равно никто не увидит, можно взять модель из "запасников" (этим выбранным наугад эсминцем и оказался "Агамемнон"). Однако судьба распорядилась иначе:
    J M S: Когда Джон Коупленд и я начали монтаж, мы взяли оригинальный фрагмент и вставили крупный план: и никто из нас, никто даже не заметил названия „Агги”...
Экспонат позаимствован из "Переходных моментов"

Последнее обновление: 13 августа 1999 года © 1999–2002, Beyond Babylon 5