Beyond Babylon 5 Вокруг Вавилона
Девятый зал
Начало осмотра

Сухие листья или Мастерство перевоплощения
Брюс Бокслейтнер во время съемок так и не узнал Уэйна Александера в роли дракха. Уэйн, как известно, оказался рекордсменом по числу запоминающихся эпизодических ролей, сыгранных в сериале. Среди них — Инквизитор, Лориен, дрази из "Разрывов в реальном времени"...
Благодаря этому актеру дракх стал очередным ярчайшим образом, представленным в сериале. Вот как воспринимает свой персонаж Александер:
    А л е к с а н д е р: Быть дракхом чрезвычайно интересно. Если начистоту, то я все время пытаюсь вообразить, что же такое — быть дракхом. Здесь речь идет о совершенно иной жизни, ином образе действий. Ведь по сути дракх воплощает в себе "потайную" форму существования, и это определяет способы их общения с другими существами. Все это бесконечно интересно изучать и исследовать.
Александер попросил Стражинского помочь ему и дать более точное описание дракха, и JMS предложил ему "сухие листья". Актеру очень понравилась такая ассоциация, и он попытался реализовать ее в сценах с Лондо.
Экспонат позаимствован из "Падения Примы Центавра"

Лондо и Фауст
В очередной раз Стражинский предлагает нам необычные параллели между классическими образами и своими персонажами.
    Ю р а с и к: Все сочли этот эпизод очень мрачным и угнетающим. Но меня он скорее взбодрил, поскольку он настолько драматичен и мне было бесконечно интересно выразить это напряжение в своей игре.
    Джо дал мне понять, что здесь очень много из истории о Фаусте. А я достаточно хорошо знаком с "Фаустом", чтобы понять, что одной из важнейших его проблем было все возрастающее одиночество. Продажа души не терпит свидетелей...
Может быть самое неожиданное в такой интерпретации классического сюжета мировой литературы состоит в том, что от сделки с нечистой силой здесь не выиграл никто: ни Фауст, ни Мефистофель...
Экспонат позаимствован из "Падения Примы Центавра"

Бомба с часовым механизмом
    Т о л л м а н: Кризис с телепатами привел к тому, что Лита совершенно отдалилась от тех, кто руководит станцией, и это дало мне возможность позабавиться. Я не знаю, как она справится со всем этим. Все может развиваться самыми разными способами. Джо сказал мне: "Думаю, тебе понравится тот путь, которым будет двигаться твоя героиня", и он был совершенно прав. Вместо того, чтобы страдать молча, она сумела найти в себе силы обрести цель и стала сильнее.
Известно, что рабочим названием этого эпизода было Alien Inside. Не зная его содержания, название было трудно понять, но теперь, после просмотра эпизода, все встает на свои места. Как же восприняла все это Патрисия Толлман?
    Т о л л м а н: Шеридану, Гарибальди и остальным кажется, что она просто сорвалась, но для меня она просто вышла на иной уровень. В ней живет нечто ворлонское. Наконец–то она переборола свой страх и обрела цель, ради которой начала выяснять, как она может использовать свои способности. Теперь ей необходима вся власть, чтобы воплотить в жизнь цель, завещенную ей Байроном.
    Этот подарок ворлонцев был сюрпризом для меня. "Ты — бомба с часовым механизмом". Я пока не знаю, что это означает. Думаю, она только пытается осознать, какова ее роль, почему они сделали то, что сделали, но пока не знает, в какой момент и при каких условиях это реализуется. Это как благословение, подарок. Теперь она может сделать шаг вперед и сказать: "Нет. Я не хочу, чтобы меня арестовывали". Теперь она может постоять за себя, и это прекрасно.
Экспонат позаимствован из "Огненного колеса"

Злейшие друзья
Режиссером этого эпизода была Джанет Грик, которая наряду с Майклом Вейяром сняла большинство самых ярких серий первых сезонов "Вавилона 5" (вот только часть списка — "И небо, полное звезд", "Пророчества и предсказания", "Кризалис", "Пришествие Теней", полный см. здесь).
    Г р и к: Это великолепно написанный эпизод. Он чрезвычайно эмоционален. Все, что связано с алкоголизмом Гарибальди, выплывает на поверхность. Поскольку Джо рассказал мне о прошлом Локли, я знала, что ее ждет — знала, что она расскажет Гарибальди о своей жизни, о родителях. Представьте себе мою радость, когда я узнала, что это случится в моем эпизоде.
Кстати, продюсеры были так довольны работой Грик во время съемок этого эпизода, что сразу после их завершения предложили ей снимать "Реку душ". Самым забавным в эпизоде Грик считает историю с Г'Каром, ставшим объектом поклонения. А самым интересным — развитие взаимоотношений Локли и Гарибальди.
    Г р и к: Я была очень удивлена и заинтригована тем, какие взаимоотношения возникли у Локли и Гарибальди.
    Актеры великолепно разыграли свои сцены, мы все просто наслаждались их игрой.

    С к о г г и н с: Это было очень трудно, но зато потом чувствуешь себя удовлетворенной тем, что сделано. Обилие диалогов было несколько сложным для меня, и я очень рада, что справилась.

Экспонат позаимствован из "Огненного колеса"

Привет из Чикаго
Э л л и с о н: Это исторический факт, о котором немногие люди знают — я понял это много лет назад, когда снимали фрагмент "Неприкасаемых" [фильм 1987г., режиссер Брайан Де Палма — прим. авт.], затрагивающий этот случай. Все происходило в Чикаго во времена Аль Капоне. Мэром Чикаго был Антон Кермак (Anton Cermak), борец с преступностью, которого нельзя было купить. Городская верхушка и полиция Чикаго в те времена были полностью коррумпированы, Капоне и другие гангстеры платили им всем, чтобы оставаться безнаказанными. Кермак посвятил свою жизнь тому, чтобы остановить их, так что его решили убрать. В то же самое время Франклин Рузвельт, президент Соединенных Штатов, приехал с визитом в Чикаго. Приближались выборы, Рузвельт нуждался в чикагской политической машине, поэтому он приехал произносить речи. Гангстеры поняли, что Кермак будет часто появляться на публике вместе с Рузвельтом, так что момент для нанесения удара оптимальный. Они наняли убийц, три или четыре разных плана покушения развивались одновременно, но были раскрыты, тем самым жизнь Кермака была спасена. Но однажды Кермак присутствовал вместе с Рузвельтом на митинге, когда внезапно человек по имени Джузеппе Занарга (Giuseppe Zanarga), анархист, планировавший убийство президента, протиснулся сквозь толпу с ржавым десятидолларовым пистолетом и выстрелил в Рузвельта. Не то он промахнулся, не то сам Кермак заслонил президента и был убит. Ирония заключается в том, что убийцы были остановлены, но элемент случайности тем не менее убил Кермака.

Когда я начал планировать эпизод, здесь был убийца, который хотел убить Г'Кара, потому, что чувствовал, что тот был поднят почти до божественного статуса, этот ревнитель веры был фанатиком как исламские террористы... и это характер Джузеппе Занарга, так же как Г'Кар — мэр Кермак. Параллельная история связана с тем, что деловые партнеры жены Гарибальди вкладывали деньги корпорации в сомнительные проекты, и решили убить ее, чтобы она не узнала об этом и не привлекла их к суду. Вы получаете две сюжетные линии, развивающиеся одновременно. Когда Гарибальди с женой улетают и все выглядит как счастливый конец, парень, который хочет убить Г'Кара выскакивает из толпы и стреляет, но промахивается, попадает в нее, и в этом вся ирония происходящего.

Я подумал: "Чем сделать безмятежный happy–end, будет интереснее, если мы добавим ложку дегтя в самом конце".

Экспонат позаимствован из "Объектов в движении"

Последний день
Этот эпизод стал последним отснятым эпизодом "Вавилона 5". Вот что говорили актеры, прощаясь с сериалом, который стал им родным:
    Д о й л: Мы все знали с самого начала, что есть пятилетняя сюжетная арка, но ведь никогда не задумываешься над тем, что когда–нибудь придет конец. И тут совершенно неожиданно этот день выворачивает из–за угла... Печально видеть, как распадается семья.

    Б и г г с: Я просто очень горд, что был частью явления, которое носит название "Вавилон 5". Этот сериал войдет в историю.

    К а ц у л а с: Я лишь надеюсь от всего сердца, чтобы вы испытывали от "Вавилона 5" хотя бы частичку того удовольствия, которое получал я.

    Ю р а с и к: Я испытываю к этому сериалу колоссальное уважение и чувство глубокого понимания, которых никогда не испывал по отношению к научной фантастике...

Экспонат позаимствован из "Объектов в покое"

Куда смотрела Деленн
Страж находился на правом плече Лондо. Мы видим глазами Стража, что Деленн что–то ощутила и стала внимательно смотреть куда–то вправо от него. Это означает, что на самом деле она смотрела в точку, находящуюся в нескольких десятках сантиметров от головы Лондо. Куда же она смотрела?
Экспонат позаимствован из "Объектов в покое"

Знакомые все лица
В массовых сценах этого эпизода снялось довольно много членов съемочной группы сериала. Например, один из менеджеров — Майк Манзони — исполнил роль нового члена совета директоров Edgars Industries. В сцене отлета Шеридана и Деленн с Вавилона 5 принимали участие Скип Бодин, Дон Мэттью (звукооператор) и другие. В различных источниках говорится о том, что в этом эпизоде в кадре появлялся и Джон Флинн III (оператор–постановщик сериала), однако многие говорят, что его там не было. Может быть он просто перепутал, с какой стороны от камеры стоять? :)
Экспонат позаимствован из "Объектов в покое"

Перепетии судеб или Новые трилогии
Одно из самых сильных чувств после просмотра эпизода "Объекты в покое" — любопытство. Что же будет дальше? Что произойдет с Дэвидом? Какая судьба ждет Ленньера? Какие цели преследуют дракхи? Что будет с Лондо? Вряд ли кого–нибудь смогут удовлетворить ответы Стражинского, что "об этом вы узнаете в такой–то книге, которая, возможно, выйдет тогда–то".
Энди Лейн, автор широко известного двухтомника The Babylon File, не удержался и жестоко съязвил на эту тему:
    Л е й н: Что же случилось с майором Атамбом? В первых двух сезонах он был третьим по значимости лицом на станции после Синклера/Шеридана и Ивановой. Возможно, с ним произошло нечто столь драматическое, что–то настолько ужасное, что никто не хочет говорить об этом. Нет ни капли сомнения, что из этого получится целая трилогия.
Экспонат позаимствован из "Объектов в покое"

Награды Edgars Industries
В сцене, происходившей в офисе Edgars Industries, очень ярко проявилась одна из основных особенностей "Вавилона 5" — внимание к мелочам, как с точки зрения сюжета, так и дизайна. Поклонники сериала хорошо знают, как тщательно разрабатывались внешний вид персонажей, их грим, костюмы, интерьер станции. И даже для Edgars Industries дизайнеры придумали несколько деталей интерьера, расставляющих любопытные акценты. По обе стороны от стола на возвышениях офиса виднелись две статуэтки. Вот надписи на них:
In Appreciation, presented by Narn Syndrome Research Fund to Edgars Industries
и
Earth Alliance 2250 Award to Industry. For Achievement in the field of Inter Species Allergen Research
Экспонат позаимствован из "Объектов в покое"

Почетный электрик Вавилона 5
Этот эпизод стал первым и единственным, где Стражинский сам лично появился на экране. Для тех, кто не обратил внимания, — именно Великий Создатель был техником, выключившим свет на Вавилоне 5 и последним покинувшим станцию. По словам JMS, причин появления его в кадре было две.
    J M S: Я осознанно не хотел появляться в каком–нибудь другом эпизоде, который выйдет в эфир до того, как я закончу свою историю, потому что это нарушило бы ощущение реальности происходящего, но это был самый последний эпизод, так что если в этот момент реальность и нарушится, то это уже неважно, поскольку процесс создания истории завершен. Когда я подумал о финале и представил себе сцену, когда кто–то гасит свет на станции, то решил, что такая сцена будет очень символичной. Для того, чтобы потушить огни Вавилона 5, невозможно найти кого–то более квалифицированного.
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Зеркало для героя
J M S: Во "Сне в сиянии" есть одна интересная сцена — Шеридан у зеркала. Когда Джон Флинн осветил сцену и поставил зеркало под углом... я застыл при виде того, что появилось на мониторе. Я подозвал Джона и указал на это. "Ты видишь то, что вижу я?" У него заняло несколько мгновений, чтобы заметить, но затем его глаза расширились и, по его собственным словам, по телу побежали мурашки. Он повернулся к декораторам и громко закричал: "Чтобы никто не прикасался к этому зеркалу! Слышите? Никто!"
Это не слишком важно... но получился самый запоминающийся из нечаянных эффектов.
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Капля тщеславия
Многие заметили на столе в кабинете Ивановой знакомый предмет и заинтересовались, неужели они действительно видели статуэтку премии Хьюго?
    J M S: Да, это была наша первая премия Hugo (полученная за эпизод "Пришествие Теней")... она просто проскользнула на стол Ивановой, затерявшись среди других наград. Это был дружеский кивок поклонникам... думаю, впервые премия Hugo была показана в сериале, который завоевал эту награду.
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Исповедь на заданную тему
Говорит Стражинский:

11 апреля 1992 года
Несколько дней тому назад мы беседовали с продюссером Джоном Коупелендом и дизайнером Джоном Иаковелли. Я сказал им, что уже проработал последнюю сцену последней серии последнего сезона (пятого). По их просьбе я рассказал им содержание. Они посмотрели на меня, словно у меня неожиданно выросли три головы и появились перья. Мне понравилась их реакция, а они поклялись держать все в тайне.
Последний эпизод будет называться "Прощание" (Farewell) или "Сон в сиянии" (Sleeping in Light).
История Вавилона 5 завершится с показом последнего эпизода. Вавилона 6 не будет. Если бы у меня не было основательного, все объясняющего конца, я никогда не начал бы сериал. Я всегда должен знать конец перед тем, как писать начало.

Изменяется ли конец в процессе съемок?
В некотором роде, да... Вы словно видите гору издалека, а затем постепенно приближаетесь к ней. Однако принципиальных изменений нет.

Вы уверены, что сумеете ответить на все возникшие вопросы и разгадать все загадки?
Да. Надеюсь, что после окончания последней серии все вздохнут и скажут: "Это была отличная история". Конечно же, я не смогу удовлетворить всех, но в основном, как мне кажется, все будет имено так.
Хорошо воспитанный человек знает, когда войти и когда выйти. Однажды вам придется уйти или вы превратитесь в того, кем не хотите стать. Я никогда не стремился стать частью системы Голливуда.
Моя жизненная философия: найди то, что хочешь сказать, зайди в комнату, скажи это и выйди.

23 апреля 1997 года
Почти все плакали. Я пришел домой и обнаружил письмо от Миры, которая почти не могла говорить, и от Клаудии, которая сказала, что чрезвычайно горда участвовать во всем этом, но сценарий заставил ее разрыдаться. Брюс, Ричард,... все сказали тоже самое... Однако все, кто плакал над сценарием, говорили, что конец не печален, он не вызывает отчаяния. а наоборот, — гордость, уважение... жизнь продолжается.
Думаю, большинство людей будут плакать.
Именно к этому стремится большинство писаталей. Вызвать слезы. Рассмешить. Заставить задуматься о том, что их окружает, и увидеть мир в ином свете. Все, что я хотел доказать, я доказал. Все, что я хотел сказать, я сказал. Я тащил эту историю на себе в течение долгих пяти лет. Эта дорога была длинной и трудной, никто не узнает, как тяжело запустить подобный сериал. Когда последяя серия будет показана по ТV, эта ноша упадет с моих плеч. Тогда мое творение перестанет принадлежать мне и станет вашим — во всяком случае, так должно быть.

Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Падающий коммандер
Перед встречей Нильса (Нилса) с Шериданом в сценарии была сцена, когда полусонный Нильс получает вызов из командной рубки — ему сообщают, что через зону перехода проходит корабль. Когда коммандер обнаруживает, что это президент Шеридан, он так резко дергается, что падает с кровати...
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Жертва исскусства 2
Интересно, что, в соответствии со словами Стражинского, Иванова в течение 20 лет не произносила имени Маркуса и впервые за это время произнесла его во время прощального ужина. Но еще более интересно, что в тот момент, когда снималась эта сцена, Джейсон Картер (Маркус) присутствовал на съемочной площадке! По свидетельству очевидцев, его лицо было непроницаемым... Хотя, на самом деле, актер имел право серьезно обидеться, поскольку в финальных титрах его персонажа показали, но... в виде криогенной камеры (мы уже писали о том, как отнесся актер к подобной метаморфозе, произошедшей с его персонажем — см. экспонат "Жертва исскусства").
Однако с Джейсоном Картером произошла еще одна забавная история, после которой журналист Babylon 5 Magazine пришел к выводу, что, возможно, Стражинский был отчасти прав, столь нехорошо поступив по отношению к актеру. Дело в том, что последний кадр эпизода со всей съемочной группой снимался на "синем фоне". Всех специально предупредили, чтобы они не надевали синее. И в чем же пришел Джейсон Картер? Ну разумеется, в синих брюках и синей рубашке.
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Страшная месть
Патрисия Толлман (Лита Александер) также следила за съемками сцены прощального ужина. Когда камера была остановлена, здание Babylonian Productions потряс разгневанный вопль — "А Лита?!"
Стражинский решил отомстить. Когда Патрисия давала интервью журналисту Official Babylon 5 Magazine, он просунул голову в помещение и заявил, что Толлман крикнула во время работы камеры и тем самым испортила очень хороший дубль. По словам JMS, актеры были возмущены и кричали, что линчуют ее. Патрисия долго спорила, но под конец Стражинский ее убедил и она практически поверила, что крикнула во время съемок. Она даже начала извиняться перед JMS.
Через несколько минут мимо проходил помощник режиссера Дуг Уайз (снимавший "Падение Примы Центавра"). Толлман стала извиняться и перед ним, и тут правда выплыла наружу. Можно только посочувствовать журналисту, которому пришлось выслушать все жалобы Патрисии...
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Пропавшие грамоты
Алан Кобаяши, в чьи обязанности входило создание логотипов, надписей, плакатов, схем и т.п., получил задание подготовить для финального эпизода несколько макетов книг. Первая — "Удерживая Рубеж. Уцелевшие в Битве на Рубеже расказывают свою историю", — для которой аниматоры сделали специальную картинку, изображавшую сражение вблизи Земли. Вторая — "Книга Г'Кара", на обложку которой Кобаяши поместил Г'Кара на фоне фотографии Нарна, окрашенной в коричневатые тона (предлагается подарочный комплект — "Книга Г'Квана" и "Книга Г'Кара"). Третья книга — мемуары Вира (In Memory Still Bright) с предисловием адмирала в оставке Сьюзан Ивановой. На ее обложке решили показать императорский дворец, но несколько видоизмененный, потому что Кобаяши хотел придать ему вид обширного комплекса, а не отдельно стоящего замка, устремленного к небу. Для этого он сделал облачную панораму, добавил по бокам проходы, посадил цветы перед дворцом, а поверх этой картинки наложил центаврианский герб. Четвертая — "Проект Вавилон: 25 лет борьбы", написанная Эмилией Торнтон. На создание макетов этих книг была затрачена масса усилий и времени, хотя они должны были появиться в кадре лишь на несколько секунд. Правда, в окончательный вариант эпизода они, к сожалению, не вошли, поэтому многие зрители даже не узнают о немалых трудах дизайнера.
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Еще один немой комик
Во время съемок одной из заключительных сцен между Виром и Заком (она вошла в эпизод без звуков, как иллюстрация для речи Ивановой) Джефф Конвэй развлекался, как мог. Снималось несколько дублей, и каждый раз Джефф придумывал как можно более забавные реплики, заставляя хохотать всю съемочную группу. Под конец рассмеялся даже невозмутимый JMS.
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Страсти по кошкам
Мире Фурлан было очень трудно сыграть сцену во время прощального ужина, поскольку Гарибальди шутил о кошке, однако у Миры в это время пропала любимая кошка и она очень переживала. Стражинский знал об этом, но почему–то оставил реплики персонажей неизменными. Это кажется еще более странным, учитывая отношение Стражинского к своему собственному коту, увековеченному в одном из эпизодов "Крестового похода" "Правила игры" (см. также дайджест Стражинского от 3 августа 1999 года).
Экспонат позаимствован из "Сна в сиянии"

Последнее обновление: 08 ноября 2001 года © 1999–2002, Beyond Babylon 5