Beyond Babylon 5 Вокруг Вавилона
Шестой зал
Начало осмотра

Новые титры и загадки производственных номеров
Титры этого эпизода были несколько изменены по сравнению с титрами остальных серий четвертого сезона: в конец заставки был помещен кадр с "Агамемноном", а имя Клаудии Кристиан было изъято из общего списка актеров. Возмущенные поклонники Ивановой набросились на Стражинского с вопросами, почему ее имя не появилось в титрах, тем более что там остался Джейсон Картер (Маркус), который тоже не участвовал в съемках эпизода.
    J M S: У нас не было выбора. По контракту, когда мы передвинули "Сон в сиянии" в пятый сезон, мы должны были убрать ее титры из "Деконструкции" или нам бы пришлось заплатить ей за лишний эпизод. Мы даже не задумывались над этим, пока WB не сообщили нам (это произошло за 3 дня до окончательной сдачи эпизода). Это был не наш выбор: они сказали, что нужно убрать ее фамилию. Мы смогли оставить в титрах имя Джейсона, потому что он не появлялся во "Сне в сиянии".
Поскольку Warner Bros. очень поздно приняла решение о продолжении съемок пятого сезона, Стражинский был вынужден снять финальный эпизод сериала "Сон в сиянии" как финал четвертого сезона. Поэтому изначально этот эпизод получил производственный номер 422. Когда же решение о продолжении съемок было принято, Стражинский должен был снять новый финал четвертого сезона. Соответственно этот эпизод ("Деконструкция заходящих звезд") стал 501, а все последующие серии пятого сезона получили производственные номера, начиная от 502. Позднее, перед премьерой "Деконструкции", ее номер был по каким–то причинам изменен на 422. Узнав об этом, поклонники спросили, будет ли изменена нумерация пятого сезона.
    J M S: Да, мы перенумеруем эпизоды перед показом.
Однако этого так и не было сделано. В итоге последний эпизод четвертого сезона имеет номер 422, первый эпизод пятого — 502, "Сон в сиянии" — 523, а 501–го не существует вообще.
Экспонат позаимствован из "Деконструкции заходящих звезд"

Литературные параллели
Речь Дэниела (realfacts и goodfacts — "настофакты" и "доброфакты"), очевидно, навеян романом Джорджа Оруэлла "1984" и его новязом, где в ходу были такие неологизмы, как, например, doublespeak (двоемыслие), намекающие своей "тяжестью" на различия между живой речью и пропагандой.
Дэниел также упомянул о психоистории — науке, придуманной Айзеком Азимовым (для циклов "Основание" и "Позитронные роботы"). Сам же сюжет, связанный с монахами, можно считать ссылкой на роман Уолтера Миллера "Кантата для Лейбовица" (A Canticle for Leibowitz), в котором рассказывается о том, как после опустошительной войны монашеский орден пытается сохранить знания предыдущих поколений.
    J M S: За последние 6–8 месяцев я занимался изучением средневековой Англии, в особенности средневековой церкви, — для пьесы, которую я пишу (она рискует стать романом, если я не буду осторожен). Пару месяцев тому назад я потратил несколько сотен долларов, заказав кучу книг с Amazon.com, чтобы получить сведения, которые мне были необходимы. Именно это и привело меня к тем "после–Пожарным" сценам в "Деконструкции".
    В течение восьми месяцев моя голова была забита монахами. Зная о той роли, которую они сыграли в сохранении сокровенных знаний примерно с 500 годов нашей эры, я решил, что это идеальный путь, который следует избрать, — он также вызовет ассоциации с рейнджерами, религиозной кастой минбарцев и общим обликом, ощущением, которое мы создавали.
    Лишь когда я закончил писать первую половину действия, я подумал: "Боже, это то же самое, что сделано в Canticle". И я отложил текст на несколько дней в сторону и даже всерьез думал о том, чтобы отказаться от него или изменить поход (я было решил поместить эту сцену в развалины университета, но мне не удалось сделать это реалистично: кто бы стал поддерживать университет в руинах после ядерной войны? Кто бы передал ему ресурсы, которые мне были нужны? Церковь, или нечто, что хотя бы выглядело как церковь. Мои представления были таковы: Анла'шок вмешались и создали небольшие "аббатства" повсюду, используя церковь как прикрытие, но в действительности не являясь частью этой системы. Вот почему они не получили признания и никогда его не получат. (Вероятно, Рим даже не знает о них или имеет лишь очень отдаленное представление.)
    В любом случае, к концу дня я решил оставить все, как есть, поскольку я получил здесь независимую дорогу, у нас уже появлялся ряд монахов на Вавилоне 5, а помимо Cantile было написано множество теократичной научной фантастики: Gather Darkness, ряд моментов в "Основании" и другие.
Помимо названных Стражинским, из теократического направления фантастики можно упомянуть еще цикл "Иеро" Стерлинга Ланье, в котором, помимо монахов–хранителей знаний, есть еще один сходный с "Вавилоном 5" мотив — борьба между телепатами и обычными людьми.
Экспонат позаимствован из "Деконструкции заходящих звезд"

Странные метки
Во фрагменте, повествующем о 3262 годе, в левом нижнем углу экрана выводились римские цифры. Многих заинтересовало, что они означают. Оказывается, эти цифры показывают зрителю, какая именно камера (в помещении установлено сразу несколько скрытых камер) записывает данную сцену. В конце ее монах Олвин даже подходит к одной из камер и начинает говорить непосредственно в нее.
Экспонат позаимствован из "Деконструкции заходящих звезд"

Лейтмотив сериала
Спойлеры к "Деконструкции заходящих звезд" появились задолго до премьеры эпизоды, и на Стражинского сразу же обрушилась волна критики. Он долго терпел, но потом заявил, что спойлеры не совсем точны и что он приготовил небольшой сюрприз для всех тех, кто не верил в "Вавилон 5" и в него самого.
Как оказалось после премьеры, он намекал на финальную надпись:

Посвящается всем, кто предсказывал, что Проект Вавилон обречен на неудачу.
Вера сможет все.

Конечно же, многие восприняли эту надпись на свой счет и начали обвинять Стражинского, что он поступил очень мелочно.
Вот каков был ответ:

    J M S: Некоторые зрители интерпретировали финальную надпись как очень мелочную (в некотором роде это реакция на пять лет постоянных издевок и злобных замечаний со всех сторон, от Сети до прессы и всего остального)... но в целом это утверждение надежды. Что когда бы вы не попытались начать что–нибудь новое, всегда найдутся те, кто будут говорить "нет", те, кто будет говорить "это невозможно сделать" и "это определенно не сможете сделать именно вы".
    Это не только в связи с "Вавилоном 5", это касается любой мечты.
    Но в итоге все они были неправы.
    Вера сможет.
    Вот суть той надписи.
    Это, и то, что через 10 лет все те, кто говорил "нет", будут позабыты, станут несущественными,... но сериал, сериал будет существовать. И он будет существовать еще очень долго после того, как они и я превратимся в прах. И где–то лет через 50, посмотрев это, люди узнают, что какие–то тупицы говорили, что это невозможно сделать, и что они ошибались, потому что они всегда ошибаются. Если у вас есть мечта, способности и страстность, вы можете воплотить свою мечту в жизнь, несмотря на какие угодно преграды. В этом суть надписи. Но те по другую сторону: они никогда не увидят в этой надписи ничего, кроме мелочности и низкой злобы, потому что это все, что они вообще могут увидеть... потому что это все, что они могут создать.
    Есть старая поговорка о книгах, которую я перефразировал, чтобы приспособить к "Вавилону 5": "Вавилон 5" похож на книгу, а книга похожа на зеркало: если в нее заглядывает дьявол, то не стоит ожидать отражения ангела.
    Всегда будут кратковременные отступления, но пока мы карабкаемся вврех по дюйму, мы продолжаем двигаться по направлению к цели, чтобы стать лучше, чтобы выйти за пределы планеты. Занять свое место среди звезд. Вряд ли возможно, что мне доведется увидеть колонию на Марсе, я знаю, что никогда не буду жить там... но не это главное, победа не в том, смогу ли я, а поражение не в том, если я не смогу, — речь о том, что сможем мы. Возможно, мы сделаем это сегодня, возможно, завтра, главное — решить сделать, а затем реализовать это решение.
    И эта финальная надпись останется в сериале на всю его жизнь: которая будет очень долгой и будет продолжаться тогда, когда все завистники и даже я сам обратимся в прах. С одной стороны, это утверждение надежды для всех, у кого есть мечта, — нужно следовать за ней вне зависимости от того, что говорят другие, вне зависимости от шансов, вне зависимости от того, что будут говорить вам или о вас и сколько преград набросают на вашем пути. Главное — оставаться верным своему видению, своей мечте.
    С другой стороны, для рецензентов, критиков, обитателей Сети, которые только ругали сериал в течение всех пяти лет, это будет громадный перст указующий, который будет сниться им по ночам.
Экспонат позаимствован из "Деконструкции заходящих звезд"

Экстремальные ситуации
Как заметили многие после просмотра первой серии, в пятом сезоне "Вавилона 5" отсутствует чрезвычайно популярная в России Сьюзан Иванова, но зато присутствует новый командир станции — капитан Космофлота Земли Элизабет Локли. Для страстных поклонников Клаудии Кристиан сообщим, что в последней серии сезона ситуация изменится кардинально — они не увидят Локли и вновь встретятся с Ивановой. А для тех, кто найдет в себе силы смириться с этой переменой, заметим, что по мере развития сюжета пятого сезона Локли будет становиться все более интересным персонажем. Причем во многом здесь заслуга не столько самого Стражинского (конечно, первое время он был очень увлечен Локли, это видно и по сюжетам первых эпизодов, однако надо честно признать, что американское представление об интересном персонаже несколько отличается от нашего, поэтому его "находки" в этой области вряд ли будут оценены высоко), сколько Трейси Скоггинс, исполнившей роль капитана. А в "Крестовом походе" образ Локли мог стать еще более ярким и интересным...
Трейси Скоггинс — очень известная на Западе актриса. В России ее знают в первую очередь по сериалам "Горец" и "Семья Колби" (на НТВ демонстрировался также сериал "Льюис и Кларк: новые приключения Супермена" с ее участием). Примечательно, что первая попытка Скоггинс принять участие в съемках "Вавилона 5" окончилась неудачей — она пробовалась на роль... доктора Трент из "Третьего пространства"! Впоследствии Трейси призналась, что во время пробы ей так понравилась обстановка на съемочной площадке, что она решила обязательно предпринять еще одну попытку.
И эта попытка оказалась непростой. Дело в том, что, зная характер Трейси, Стражинский предложил ей сыграть сцену с Джерри Дойлом (Гарибальди), а его попросил "завалить" актрису. Дойл начал играть "на полную катушку", но именно это и помогло Скоггинс — поскольку она с детства серьезно занимается спортом, экстремальные ситуации только помогают ей "завестись". В итоге все, кто присутствовал на прослушивании, были потрясены ее игрой, и Скоггинс была сразу же утверждена на роль Локли.
Экспонат позаимствован из "Без компромиссов"

Первый блин — комом
Все знают, сколь сложной была судьба пятого сезона сериала. Решение о начале съемок принималось так долго, что Стражинский успел снять не только "Сон в сиянии", но и "Третье пространство" и половину "В начале". Съемки пятого сезона начались после длительного перерыва, и хотя первым снятым эпизодом была "Деконструкция заходящих звезд", снимавшийся следом за ней "Без компромиссов" изобилует "ляпами". Среди них — как незначительные мелочи, так и более серьезные неточности...

Во время обеда Локли Байрон просит ее прийти через два часа на встречу с ним, затем обед прерывает Франклин, который вызывает ее в Медотсек. Локли приходит туда, через несколько минут ей сообщают из рубки о назначенной встрече (возможно, заранее — скажем, за полчаса). Но все равно получается, что Локли шла до Медотсека часа полтора.
Корабль, на котором Локли прилетела на станцию ("Ахерон"), является эсминцем типа "Омега" (у которого есть вращающаяся центральная секция). Позднее, когда этот же корабль был показан в кадре с названием эпизода, у него не оказалось такой секции, а внешне он больше всего походит на дредноут типа "Нова". А еще через несколько минут (экранных) или часов (сюжетных), в кадре с обнаруженной возле станции капсулой, это вновь оказывается "Омега". Конечно, это могли быть и несколько разных кораблей, но и в лучшие времена (первый–второй сезоны) появление военных судов Земли в районе "Вавилона" всегда означало настоящее ЧП, а потому маловероятно, чтобы корабли за пару часов дважды меняли друг друга.
Во время церемонии инаугурации уже после того, как убийца был обезврежен, Г'Кар протягивает книгу Шеридану. Когда нарн стоит лицом к камере, то книга находится в его левой руке, а когда спиной — то в правой.
Дверь в комнате Клеменса открывается сама собой, без каких–либо заметных действий со стороны актера — такое ощущение, что он просто забыл о ее существовании.
Ну и, наконец, придраться можно и к самому названию эпизода — "Без компромиссов" (или "Никаких компромиссов"). Несмотря на название, эпизод ими изобилует: Шеридан и Локли достигают компромиссного решения в вопросе о полномочиях каждого, Гарибальди получает работу, которая позволяет ему достичь компромисса между тем, как вернуться на службу и остаться "на гражданке"; Шеридан и Деленн приходят к компромиссу в вопросе о том, где им жить. Однако Стражинский заявил, что название скорее отражает его подход к созданию пятого сезона — он ни за что не позволит снизить качество сериала.

Экспонат позаимствован из "Без компромиссов"

Эти чертовы маркировщики
Многие обратили внимание на необычную заставку этого сезона. К сожалению, российские переводчики ухитрились полностью испортить ее, заглушая все что можно своими плохо подобранными голосами, искажая интонацию и совершенно не задумываясь о том, чтобы при переводе передать стиль этих фраз, и даже просто выкидывая некоторые реплики. Тем, кто видел заставку в оригинале, повезло значительно больше, потому что только они могут оценить то, как она была сделана. Вот что говорил о заставке Стражинский:
    J M S: Во многом это моя любимая заставка. Мы потратили много времени на то, чтобы сделать ее, все было очень трудно собрать воедино. Обычно я набрасываю "схему" заставки на бумаги, и работа в монтажной не отнимает много времени... здесь же мы безумно долго выбирали кадры, использовали контрапунктные фрагменты диалогов, выбирали кульминационный момент сезона и делали так, чтобы он плавно "перетекал" в следующий год... А музыка изумительна: очень зрелое звучание...
В скобках заметим, что это, пожалуй, единственный прецедент, когда в главной музыкальной теме сезона "Вавилона 5" так явственно выражена духовая секция. От этого музыка Франка приобретает необычайно благородное звучание.
На вопрос, кто придумал поместить имя Стражинского на торце станции, JMS ответил так:
    J M S: Признаюсь, это была моя идея: от этих чертовых маркировщиков, развешивающих этикетки повсюду, не скрыться: впервые за пять лет я пошел на поводу у своих капризов. Разве все хорошие художники не подписывают свои работы?
Экспонат позаимствован из "Без компромиссов"

Тяжелая доля палача
Эпизод "Очень долгая ночь Лондо Моллари" ярко выделяется на фоне первых эпизодов хотя бы тем, что его действие неразрывно связано с сюжетной аркой сериала. Здесь можно обнаружить множество кадров из предыдущих серий, среди которых — сцена бичевания Г'Кара ("Вызов"). Перед съемками эпизода режиссер Дэвид Игл и оператор Джон Флинн внимательно проштудировали эту сцену, чтобы создать ту же самую атмосферу.
Интересно, что роль палача, который наносил удары по Г'Кару, исполнял Керри Россал, руководитель группы каскадеров. В этом эпизоде ему предстояло бичевать Лондо, и Керри с ужасом думал о том, сколько ударов ему придется нанести. Дело в том, что, как он объяснил впоследствии, бич оказался довольно тяжелым, так что съемки той сцены отняли у Керри почти все силы.
    Р о с с а л: Надеюсь, мне не придется на этот раз наносить все 40 ударов — тогда я был полностью вымотан. Мне казалось, что руки просто отваливаются.
Такова нелегкая доля палача!
Экспонат позаимствован из "Очень долгой ночи Лондо Моллари"

Достойная пара
Дэвид Игл, который был режиссером эпизода, позднее не скупился на похвалы в адрес Питера Юрасика, великолепно сыгравшего Лондо, и Андреаса Кацуласа (Г'Кара).
    И г л: Лондо настолько ярок, а Питер играет его так изумительно, что сцены между Лондо и Г'Каром воспринимаются как настоящие жемчужины. Вместе Питер и Адреас ошеломляют...
    Я оказался в положении, когда мне как режиссеру нужно было просто отойти в сторону. Я мог обставить сцену, сказать, когда надо остановиться, поговорить с оператором о том, чтобы я хотел увидеть через камеру, начать съемку и просто пустить все на самотек. Я положился на гениальность Андреаса и Питера и позволил им делать то, что они считают нужным, — и это совершенно естественно. Из всех актеров, работавших в сериале, именно с ними я чувствую себя наиболее комфортно.
Экспонат позаимствован из "Очень долгой ночи Лондо Моллари"

Очередное слово в сюрреализме
Видения Лондо были сняты так, чтобы они отличались от обычных сцен. Довольно интересным кажется то, что некоторые сцены не монтировались, а были сняты сразу, за один дубль. Вот как Игл рассказывает об этих моментах:
    И г л: Снимая эти сцены, а пытался найти тонкие нюансы, которые помогли бы слегка изменить обстановку. Они ведь должны выгдялеть сюрреалистическми — вы же не хотите, чтобы видения Лондо воспринимались абсолютно нормально. Что–то должно немного отставать или опережать, и то, что мы не сделали с помощью спецэффектов, освещения, поворотов камеры, должен был сделать актер.
Экспонат позаимствован из "Очень долгой ночи Лондо Моллари"

Маковый Храм
Во время встречи в баре Ленньер спрашивает Вира о том, какой напиток тот заказал. Вир отвечает, что он называется Ширли Темпл (Shirley Temple). В русском варианте прозвучало "Маковый храм". Здесь мы становимся свидетелями непереводимой игры слов, поскольку temple означает храм, церковь, а shirley — маковый. Однако Ширли Темпл (Shirley Jane Temple) — это знаменитая американская киноактриса, которая начала сниматься в раннем детстве и имела огромный успех. Став взрослой, она перестала участвовать в съемках и занялась политикой. Она была членом делегации США в ООН и работала послом в нескольких странах.
Экспонат позаимствован из "Очень долгой ночи Лондо Моллари"

Эллисон&Стражинский vs Бо&Мак
Имя знаменитого писателя Харлана Эллисона стоит в титрах этого эпизода рядом с именем Стражинского как автора сюжета. На самом деле Эллисон фактически является автором идеи, которая была реализована Стражинским в сценарии.
    Э л л и с о н: Мы всегда делаем сериал с точки зрения сильных мира сего: Шеридана, Деленн и тех, кто наверху. Как насчет простых рабочих, тех, кто внизу? Что видит народ, каков взгляд с галерки? Я придумал параллель двух характеров, которые вы видите, с Розенкранцем и Гильденстерном, затем Джо взял это, переработал, поместил в сюжетную арку и был достаточно снисходителен ко мне, что поставил мое имя в титры эпизода.
Эти два персонажа — Бо и Мак — интересны еще и тем, что являются в некотором роде визуальной карикатурой на... конечно же, на Эллисона и Стражинского, хотя сам JMS отрицал, что Бо хоть в чем–то похож на него.
    Э л л и с о н: Первый раз, когда вы видите работающих Бо и Мака, они оба одинакового роста. В течение сцены камера отъезжает, Бо слезает с ящика, на котором он стоял, и оказывается, что он моего роста. Джо сделал этот маленький трюк, и люди стали спрашивать меня "Это ты?". Джо пытался придать ему мою манеру разговаривать, но парень говорит слишком вежливо; то, что он говорит, слишком пристойно, поэтому невозможно, чтобы это был я.
Стражинского часто спрашивали о том, перенимали ли актеры мимику и манеру разговаривать у JMS и Эллисона:
    J M S: Нет. Что же они действительно делали: эти два актера проводили свое свободное время в репетициях своих сцен, снова и снова, раз за разом, пока не научились очень естественно нести всю эту чепуху. Они полюбили свои роли. В то время как в Маке есть немного от Харлана, в Бо не вносилось ничего от JMS.
Экспонат позаимствован из "Взгляда с галерки"

Прическа Локли
Прическа Локли в этом эпизоде шокировала многих. Уж больно Локли оказалась не похожей на саму себя, а вдобавок — что значительно хуже — слишком похожей на Иванову.

J M S: Скоггинс подумала: "Здесь волосы не главное". Ее разбудили, ей пришлось бежать в командную рубку, у нее не было времени причесываться, она просто собрала волосы в хвост.
Она не осознавала, что это сделает ее:
— выглядящей очень строгой в форме, поскольку она по—прежнему привыкает к ней;
— похожей на Иванову.
Потом она осознала свою ошибку, и больше не делала ничего подобного.

Экспонат позаимствован из "Взгляда с галерки"

Паутина слухов
В этом эпизоде впервые за долгое время упоминается имя Сьюзан Ивановой. Как известно, актриса Клаудиа Кристиан, исполнявшая ее роль, перед началом съемок пятого сезона неожиданно для всех приняла решение уйти из сериала, из–за чего Стражинскому пришлось срочно ввести новую героиню — Элизабет Локли. Иванова же словно просто исчезла из Вселенной Вавилона 5. И вот здесь Бо и Мак говорят о том, что она решила покинуть станцию. Ходят слухи, что ее сердце разбито тем, что произошло с Маркусом, кто-то считает, что она ушла из–за денег...
Поклонники Кристиан тут же набросились на Стражинского с упреками, увидев в этом диалоге намек на актрису.
    J M S: Высказывания Мака в отношении Ивановой не задумывались как выпад в сторону Клаудии, а скорее в адрес тех, кто заинтересован лишь в слухах, кто придумывает проблемы и подпитывает сплетни.
Экспонат позаимствован из "Взгляда с галерки"

Скрытая общность, или Немного о заимствовании
Что объединяет сериалы "Горец" и "Вавилон 5"? Не только Элизабет Локли и Клаудиа Кристиан, которые снимались и в том, и в другом, заменяя друг друга. Оказывается, из–за нехватки времени при изготовлении оружия инопланетян, напавших на Вавилон 5, использовались образцы из "Горца". Это оружие применялось при съемках крупного сражения, но впоследствии отснятая сцена так и не вошла в окончательный вариант эпизода. Сотрудники, занимавшиеся реквизитом, несколько изменили макеты и использовали иную цветовую гамму.
Экспонат позаимствован из "Взгляда с галерки"

Образец среди животных
Внимательный зритель может найти в первых сериях пятого сезона очень много ляпов, как мелких, так и более серьезных с точки зрения общего сюжета. К числу мелких можно отнести путаницу с ценой на спу (10 кредитов за унцию в начале эпизода и 15 — в конце) или две Декларации принципов, полученных послом хаяков в предыдущем эпизоде (одну от Шеридана, а другую — от Г'Кара). К более серьезным — нелепые истории про энфили, которые больше не появляются в сериале или инопланетяне из этого эпизода, вообще не удостоившихся даже названия. Однако то, что сделали с сериалом переводчики, не может идти ни в какое сравнение с этим.
Прежде всего, это мистер Гарибальди в качестве "образца среди животных" (позднее образец превратится в эталон, но это уже мелочи). Зона перехода (jumpgate) превратилась в гермоворота, но зато Отсеки Кобра и командная рубка перестали переводиться вовсе ("Кобра Бейз" и "Си–энд–Си"). Кредиты стали купонами (может, сразу гривнами?), а Локли и Гарибальди говорят о геймах так, словно это имя какого–то человека (в кратком пересказе это прозвучало так: "Вы спрашивали Гейма? — Нет, я его не спрашивал. — Так пойдите и спросите его о...")
Но всего этого переводчикам и дублерам (кстати, единственное просветление в этом царстве тьмы — вовращение "настоящего" Лондо) показалось мало. Впрочем, возможно, обвинения в адрес переводчиков не совсем справедливы, и это дело рук сотрудников ТВ–6. Но обстоятельство действительно серьезное. Дело в том, что из эпизода "Венец всего живущего" была вырезана сцена, в которой Шеридан благодарит Литу за помощь в разоблачении планов дрази. Видимо, кто–то решил, что эта сцена неважна и ее можно спокойно выкинуть. Интересно, что этот "кто–то" вырежет в следующий раз?
Экспонат позаимствован из "Взгляда с галерки"

Любитель приказов
В этом эпизоде наконец–то Зак получает возможность продемострировать себя в качестве настоящего шефа службы безопасности. Вообще–то в пятом сезоне со станцией происходит что–то непонятное (точнее, нам все понятно, но каково пришлось бы настоящим обитателям такой станции?): командир обнаруживается время от времени, шеф службы безопасности просто отсутствует, а если и появляется, то редкими набегами... Но тут все как будто встает на свои места, и Зак получает возможность доказать, что он шефом службы безопасности не только числится. Однако в этом амплуа он благополучно проваливается — как же иначе можно расценить то, что единственным информатором по делу о 4 убийствах является, по сути, сам убийца, а с ним и его бандой "разбираются" прилетевшие с Минбара рейнджеры, а вовсе не служба безопасности? Единственное место, где Зак выглядел более–менее преуспевшим, оказалось столовой. Конечно, дипломатических талантов у него немного, и поэтому "замять" выяснение отношений между Локли и Гарибальди ему не удалось, но зато он сумел выяснить, что за приправа испортила ему обед. Можно сказать, что день был прожит не зря.
Правда, Джефф Конвэй, исполнивший роль Зака, относится к своему персонажу более снисходительно.
    К о н в э й: Зак любит получать приказы. Дело не в том, что он недостаточно умен — он просто не интеллектуал. Он хитер и находчив, он принимает все таким, каким оно ему представляется. Он похож на хорошо натренированного пса, и ему нравится делать то, что другие ему приказывают.
Экспонат позаимствован из "Спирали познания"

Особенности минбарского мировоззрения
Этот эпизод вызвал неоднозначную реакцию у поклонников в первую очередь из–за того, как в нем показаны рейнджеры. Энди Лейн, автор популярного двухтомника Babylon File высказался самым жестким образом: рейнджеры представлены здесь в качестве чуть ли не фашистской организации, которая может игнорировать все установленные нормы и правила, чтобы отомстить кому–то. Лейн даже выразил надежду, что этот эпизод знаменует перемену в понимании Стражинским того, кто такие Рейнджеры, а вовсе не утверждение идеи, что именно так должно действовать идеальное полицейское подразделение.
Миру Фурлан этот эпизод тоже удивил, хотя несколько в ином плане, — в восприятии минбарцев.
    Ф у р л а н: Главная идея этого эпизода — встреча лицом к лицу со своим демоном, страхом, что живет внутри... Здесь мы получаем возможность исследовать темную сторону минбарской культуры. Такое трудно было ожидать, ведь, на первый взгляд, минбарская культура кажется слишком пацифистской, преисполненной мудрости и духовности, чтобы исповедывать подобный принцип мора'дум...
Экспонат позаимствован из "Спирали познания"

Сех с императорским прошлым
Роль сеха (именно сеха, а не "зэха", как почему–то решили переводчики "СВ–Кадра") Турвала исполнил уже известный во Вселенной Вавилона 5 актер — Турхан Бей. Во втором сезоне он сыграл роль центаврианского императора Турхана, в честь которого император получил свое имя. А Турвал также был назван в его честь — первый слог его имени взят от Турхана.
Со спутником Турвала Дурханом также произошло интересное превращение — в книге "Грезить в Городе Печалей" он описан как минбарец высокого роста. А в эпизоде — увы! — стал несколько короче.
Экспонат позаимствован из "Спирали познания"

Последнее обновление: 15 мая 2000 года © 1999–2002, Beyond Babylon 5