Майские 1998 года новости
Последние новости
27 мая
Стражинский на читательской конференции в Массачусетском технологическом институте

"Читатели о научно–фантастических сериалах" — часть проекта Массачусетского технологического института (MIT) "Масс–медиа на переломе", посвященного изучению взаимоотношений между научной фантастикой и современными масс–медиа и техникой. Ведуший — Генри Дженкинс
В конференции участвовали: Дж.М. Стражинский (сценарист, продюсер и режиссер фантастических сериалов), Александр Яблоков (писатель–фантаст — "Река пыли") и Майкл Берстейн (писатель и критик).
Дискуссия сконцентрировалась на той роли, которую сыграли американские масс–медиа в мировой культуре, и роли научной фантастики как способа выражения представлений об окружающем нас технократическом мире.

Выступление Стражинского началось с небольшого экскурса в историю телевидения и рассказа о трудностях, с которыми сталкивается каждый пытающийся попасть в эту среду и реализовать какие–то свои взгляды на телепрограммы.
Стражинский отметил, что снятый еще в начале 1950–х полицейский сериал "Dragnet" пользовался тогда большим успехом потому, что его создатели попытались показать своих героев как живых, реальных людей, и этот подход с тех пор используется во всех удачных телесериалах.
Стражинский считает, что NBC неправильно построило работу над первым "Star Trek" (который длился лишь 3 года). Он сказал, что это яркий пример непонимания современным руководством телевидения научной фантастики и отсутствия представлений о форме ее подачи взрослым. Он тоже столкнулся с этим и ему пришлось затратить пять лет, чтобы продать идею "Вавилона 5" студии (Warner Brothers), которая приняла ее и дала ему право делать так, как он считает нужным. Будучи поклонником научной фантастики, прочитав почти всю современную научную фантастику (Ленсмена, цикл "Основание" Азимова, "Дюну" и т.д.) и к тому же добившись определенного статуса в телебизнесе в качестве продюсера сериала "Убийство, написала она", он мог сказать "я знаю, что хотят люди". Он хотел показать зрителям, поклонникам научной фантастики или нет, истории, что развлекут их, заставят сопереживать и задуматься.
Понятие и концепция арки (нить контекста, благодаря которой каждый эпизод строится на продолжении других) предоставляет способ удержать зрителей — это похоже на то, как Диккенс удерживал интерес своих читателей. Стражинский заявил следующее: "Я хотел иным образом осмыслить, как использовать телевидение". Вместо того чтобы задавать тривиальные вопросы, "я хотел использовать элементы научной фантастики для того, чтобы исследовать человеческую природу и задать вопросы, ответов на которые не знаю". Существование столь большого числа чатов и узлов в Сети, посвященных "Вавилону 5" — яркий пример все усиливающегося сближения телевидения и Интернета.

"Вы можете экспериментировать с научной фантастикой и технологиями... и провалить все. Вы можете терпеть неудачу шесть раз, а три рада — победить. Это в порядке вещей."
Как он смог начать сериал и добиться съемок всех пяти сезонов? Прекрасная команда, отличная съемочная группа, планирование и постоянное общение. "Если для 19–го эпизода нужны были декорации, то нужные люди знали об этом заранее". Кроме того, "каждому сериалу отводится 900 тыс. долларов для производства. Мы каждый раз тратили даже меньше. Warner Brothers посылали специальных людей, чтобы выяснить, как нам удается делать это".
Использование компьютеров для генерирования спецэффектов и ограничение числа этих эффектов, чтобы они не затмевали собой написанное слово, — это отдельная тема для разговора. Результат таков: спецэффекты обошлись Warner Brothers в треть той суммы, что Paramount тратила на свои научно–фантастические сериалы.

Стражинский показал два коротких видео–клипа — рекламный ролик "Крестового похода" и ролик о различных персонажах, что населяют Вселенную Вавилона 5. Он призвал студентов среди публики последовать зову их сердец и делать уже сейчас то, во что они страстно верят, — пока не стало слишком поздно. "Вы должны создавать будущее, иначе это сделает кто–то другой".

Ему было задано несколько вопросов:
В: Какова главная причина невысокого качества научной фантастики на телевидении и в фильмах?
О: В Голливуде очень редко встречаются хорошие писатели–фантасты.

В: Есть ли какое–нибудь послание в вашем сериале?
О: Никаких посланий или проповедей. Вместо этого — акцент на нравственном аспекте ситуации... Создать персонажей, живых, страстных, и изменить стереотипы в их головах.

В: Почему общество "Американские писатели–фантасты" (SFWA) столь расстроено книгами, созданными по мотивам научно–фантастических фильмов и сериалов?
О: SFWA видит подъем медиа–новелл. Не существует причин, по которым эти новеллы не могут быть написаны хорошо. Научная фантастика–медиа может стать тем вызовом, который заставит печатную (книжную) научную фантастику вновь создать величайшие творения. Но печатные авторы должны понять, какие изменения происходят в Голливуде, и тоже несколько измениться.

(Алекс Яблоков здесь заметил, что традиционному фантасту трудно публиковаться на сегодняшнем медиа–ориентированном книжном рынке).

В: Означает ли появление цифровых мультимедийных приложений смерть книги?
О: Нет. Книги останутся, но они изменяться под влиянием смешения телевидения и Сети.
Яблоков: Эти приложения убьют книгу... не больше, как книги убили устную традицию устных рассказов.

В: Что вы думаете насчет религии и научной фантастики?
Яблоков: Наука дает успокоение, подобное религиозному. В современной научной фантастике мы имеем древние иконы, облаченные в новые технологии. Древние силы упорствуют.
О: Изменяются формы и метафоры. Мифы указывают горизонты, а затем возвращаются к нам — словно зеркало.


Дайджесты Стражинского за 18–25 мая

В: "Вавилон 5 был нашей последней надеждой на прочный мир. Но эта надежда рухнула. В час войны с Тенями он обрел иное содержание — стал нашей последней надеждой на победу". Но разве мир не важнее победы?
О: Мир может быть как капитуляцией, так и достижением (победой), особенно если замыслы противника не слишком благородны. Чемберлен вернулся из Германии, имея на руках т.н. соглашение, и заявил, что благодаря уступкам Гитлера, он добился "мира для нашего времени".
Мир — это побочный продукт победы над теми, кто не хочет мира.

В: Но есть люди, которые могут возразить, что настоящий мир — это не отсутствие войны, а наличие свободы.
О: Да, но свобода никогда не дается просто так — ее завоевывают.

В: Локли стала одним из моих любимых персонажей. В одном из интервью вы сказали, что Трейси Скоггинс появится в 8 эпизодах, но это не предел. Сколько эпизодов будет у нее в пятом сезоне и увидим ли мы еще раз Бестера?
О: Думаю, она примет участие в 10 эпизодах. А "Корпус" стал последним из эпизодов Бестера в "Вавилоне 5".
[Наш комментарий: кажется, персонаж стал несколько более живым, чем предполагал автор...]

В: Если бы вы были должны вдруг перестать писать фантастику, вы обратились к а) нефантастической литературе или б) постарались бы найти заняться чем нибудь еще? Или писательство и фантастика для вас слишком тесно связаны и одно без другого не приносит удовлетворения?
О: Я бы что–нибудь придумал. Если не сценарии, то романы; если не романы, то рассказы; если не рассказы, то статьи; если не статьи, то песни; если не песни, то игры... Я нервничаю, когда не пишу; так или иначе, я бы что–нибудь придумал.

26 мая
Новости одной строкой

  • На недавно прошедшем AgammemnonCon было объявлено, что Джефф Конвей подписал контракт о съемках в "Крестовом походе" — 17 эпизодов в первом сезоне, и 22 эпизода во втором.
  • Съемки "Крестового похода" начнутся 3 августа. Стражинский уже написал сценарии нескольких первых эпизодов.
  • По словам Джона Коупленда, TNT заинтересована в выпуске 1–2 фильмов по мотивам "Вавилона 5" в год.
  • Возвращение Синклера по–прежнему возможно — конкретных планов нет, но "вы никогда не знаете..."
  • Война с телепатами будет происходить между концом пятого сезона и началом "Крестового похода" — она начнется в 2265 году (через три года событий пятого сезона Хроник) и закончится незадолго до событий "Крестового похода" ("чтобы ситуация успела стабилизироваться").

Дайджесты Стражинского за 18–25 мая

В: Только что увидел Трейси Скоггинс в "Льюисе и Кларке". Я был безумно удивлен и не верю, что между этими персонажами есть различия.
О: Послушайте, именно здесь я теряю всякое уважение к дискуссиям подобного рода. Практически каждый раз, когда мы вводим новый персонаж, некоторые говорят, что он или она играют "как деревянные", но позднее утверждают что вот этот персонаж как раз хорошо, а вот ТОТ точно деревянный.
Но в этом есть слово, в котором для меня вся суть этих рассуждений. Сейчас игра актеров воспринимается как некое действо... действо, любой аспект которого можно обозвать "деревянным", если не воспринимать работу актера во всей полноте.
С сугубо технической точки зрения мне кажется, что Трейси — лучший исполнитель, чем Клаудия; это, так сказать, несмещенная оценка, таким же образом я могу сказать, что Андреас с точки зрения техники лучший исполнитель, чем Стивен... хотя я бы предпочел не употреблять таких слов, как "лучший", поскольку это привносит некоторый субъективизм в оценку того, что можно рассмотреть вполне объективно (степень обучения актера, некие присущие ему навыки).
По сути... Иванова была крикуньей, Локли — мыслитель. Это два разных персонажа. Вы не можете смотреть на Локли и ждать, что она будет такой же, как Иванова, или действовать как она. Это было бы оскорблением для обоих персонажей, актрис и публики.

В: Один из сильных моментов "Вавилона 5" — это число основных (регулярных) персонажей. Это предоставляет вам пространство для маневра, вы можете вводить другие персонажи, смешивая их с основными и вводя в их проблемы. В "Крестовом походе" будет сделано примерно то же самое?
О: На самом деле, не существует лучшего размера основной съемочной группы. В целом, в "Вавилоне 5" было 9–11 регулярных и периодических (т.е. упоминаемых в титрах) актеров в каждом сезоне, что было необходимо, поскольку у вас есть четыре разные соперничающие силы, каждая из которых нуждается в своих представителях (Земля/Вавилон 5, Минбар, Нарн, Прима Центавра). Посол и помощник для каждого — это уже восемь, плюс по крайней мере один или два персонажа из персонала станции. В "Крестовом походе" речь будет идти о встречах одной силы с другими в течение одного эпизода в большинстве случаев, поэтому у нас будет 6 регулярных персонажей и ряд героев, появляющихся время от времени (a la Морден, Бестер или Корвин). Мне кажется, это правильно.

В: Означает ли повторный показ, что Warner Brothers получат за это дополнительные деньги, или же TNT сразу оплатила права на показ два или три раза?
О: Нет, TNT заплатило за право показа в течение определенного периода времени, так что в этот промежуток TNT может показывать сериал столько раз, сколько захочет.

В: Продолжение сериала — это настоящая проблема. Что вы думаете о противоречиях между двумя играми, новеллами, комиксами и самим сериалом?
О: Одна вещь, которую мы начали делать, — более тщательная координация всех лицензий. Будет проведена определенная ревизия книг по играм, чтобы привести их в соответствие с основным сюжетом. Совсем недавно мы наняли координатора, чья задача — записывать все расхождения между продуктами и начать их согласовывать. Это ужасная работа, но мы настроены очень решительно.

В: Каковы ваши планы на этот год в отношении съездов?
О: Я обязательно буду в ноябре на ЛосКоне — там мы впервые показали кадры из "Вавилона 5", а этот съезд состоится через два дня после премьеры последного эпизода. Я буду там.

В: Если бы вам вновь пришлось писать сценарии для "Вавилона 5", стали бы вы больше времени уделять их "шлифовке", чем при создании нынешних серий, как, например, в случаях с "Уровень 17 не числится" и "Меж Тьмой и Светом"?
О: Думаю, у тех моих эпизодов, над которыми я имел возможность слишком много поразмыслить, есть проблемы. Чем больше промежуток между началом и концом эпизода, тем сильнее я терял ощущение "отпечатков пальцев" персонажей и самой ситуации. Оба приведенных вами примера были написаны примерно так и пострадали от слишком длительных раздумий.

В: Выпустит ли Кристофер Франк CD с музыкой из фильма "В начале"?
О: Мы говорили об этом, и мне известно, что он хочет сделать это, так что, думаю, это просто вопрос времени.

19 мая
Дайджесты Стражинского за 4–18 мая

В: В каком состоянии находятся финальные эпизоды сериала?
О: К 15 мая все заключительные эпизоды "Вавилона 5" были смикшированы и отправлены. Работа над ними закончена.

В: Есть какие–нибудь новые сведения о расписании показа по TNT?
О: TNT перенесла дату премьеры "Реки душ" с 22 ноября на 8 ноября, чтобы поклонники не ждали слишком долго и чтобы этот фильм и "Сон в сиянии" получил качественную рекламу, чтобы один не потерялся в тени другого (премьера "Сна в сиянии" состоится 25 ноября). Повторный показ пятого сезона начнется с эпизода "Никаких компромиссов" в первую неделю июля.

В: Что вы можете сказать по поводу новых эпизодов?
О: Для начала — для тех, кто еще не слышал, — с 27 мая начнется показ новых четырех эпизодов. Они являются кульминацией дилеммы, проявившейся в финале четвертого сезона, и, во многом, представляют собой первые четыре серии одного пятисерийного эпизода.

В: Над какими проектами вы работаете помимо "Крестового похода" и новых фильмов для TNT?
О: Я работаю и работал над целым рядом других проектов, не связанных с "Вавилоном 5" (таких, как небольшой рассказ, вышедший в антологии произведений в жанре "мистери"), но все это долгосрочные проекты, которые движутся медленно — лишь пара страниц в день, когда есть время. Это и роман, и собрание рассказов, пьеса, другие вещи... Но сериал должен идти впереди, так что пройдет долгое время, прежде чем они оформятся во что–то серьезное.

В: Почему вы решились на "онлайновое присутствие"?
О: Я находился в сети задолго до "Вавилона 5". Я был один из первых на телевидении, кто в 1984 вошел в CompuServe с модемом 300 baud на Kaypro II с дисководами на 185 Кб и без винчестера. Так что сейчас мой стаж — 14 лет, а девять лет тому назад мое решение было таким... Разве я поменяю стиль своей жизни теперь только потому, что у меня есть известный сериал, или же я буду просто продолжать делать то, что делаю? Я уже слишком стар, чтобы меняться.

В: В группе новостей были дискуссии о том, что пятый сезон не является частью оригинальной сюжетной арки.
О: "Вавилон 5" всегда был рассчитан на пять лет. Все, что я сделал, — это передвинул четыре эпизода из пятого сезона в финал четвертого, чтобы мы могли закончить с Гражданской войной на Земле и создать некий финал на случай, если пятого сезона не будет.
Получив возможность сделать пятый сезон, я знал, что, может быть, это мой последний шанс поэкспериментировать без соглядатаев, стоящих за моей спиной (если "Крестовый поход" не удастся осуществить и мне придется вернуться к обычной работе, где главное — правила и навязывание своего мнения). Я хотел сделать неформальные эпизоды, подобные "Долгой ночи Лондо Моллари", "Корпус — мать, Корпус — отец", "Виду с галереи"...
Единственный путь научиться писательскому делу — это пытаться делать новые вещи, брать из них лучшее и добавлять это в свои инструменты. Я увидел здесь некоторые возможности поэкспериментировать, испытать что–то новое, спутать нормы... чтобы изменить сериал, ведь сам сериал об изменении. Я делал это прежде и сделал бы вновь.
В сериале всегда были "затишья" между главными арками. Всегда. Эти затишья особенно нужны вам, если речь идет о ежедневном производстве. Проблема в том, что, с другой стороны, у вас есть целая куча наадреналиненых поклонников, которые считают, что ничего не происходит, если только все не взлетает на воздух. А так же тех, кто считает, что эпизод является ключевым только тогда, когда они заранее знают об этом.... если только вы во всеуслышание не объявляете об этом, они расстраиваются.
Прежде многие утверждали, что в первом сезоне вообще отсутствовала сюжетная арка, они продолжали говорить это до "Пророчеств и предсказаний", пока я, наконец, не сунул им под нос столько всего, что они все–таки смогли разглядеть это... А теперь, после повторного показа на TNT, все говорят, что малейшие детали были подогнаны с самого начала, на них просто не обращали внимания.
А сейчас происходит тоже самое, только по отношению к пятому сезону.
Без того, что произошло в первой половине пятого сезона, основной материал, идущий во второй половине, не имеет смысла, он "не сыграет" так, как надо, не произведет нужного впечатления. Именно это я хотел сделать с пятым сезоном, именно над этим я работал, и вновь речь идет о процессе, об изменении, о том, как нечто новое возрождается из пепла прошлого.
Так что, в целом, мой ответ таков: когда этот сезон будет завершен, вы увидите все до конца... тогда мы поговорим. Говорить о том, чего нет, до того как вы узнали, что именно там будет, до того как вы увидели все связи, — это просто глупо. Если мне жалуются на отсутствие сюжетной арки, то я могу пожаловаться на их близорукость.
Если честно, оставшиеся эпизоды этого сезона являются одними из лучших или, возможно, лучшими из всего, что мы сделали. Но они не производили бы даже подобного впечатления, если бы мы не сделали того, что было показано в первой половине этого сезона.

В: В "Вавилоне 5" есть несколько ссылок на поэму "Улисс". Почему?
О: Поэмы — как и любое олицетворение письменного слова — говорят с нами в различные моменты нашей жизни, и в разном возрасте мы видим в них совершенно разные вещи, смыслы, подтексты, что мы не разглядели до этого, но которые становятся заметными по мере того, как мы взрослеем. Произведение не меняется — меняемся мы, приобретая способность увидеть в нем нечто большее. "Улисс" всегда очень многое значил для меня в отношении "начал и завершений" и того, как мы можем и даже должны встречать их... Упорное благородство и великодушие человеческой души, что не сдается, несмотря на боль, невзгоды и старческую слабость. По сути своей, это поэма отваги, мало что затрагивает меня настолько же сильно, как она.

В: Когда выйдут новеллы, посвященные "Вавилону 5"?
О: Очень скоро издательство Del Rey Books выпустит новеллу по "Третьему пространству" (так же написанную Питером Дэвидом), Ивонн Наварро только что приступил к работе над книгой по "Реке душ", а Джон Грегори Кайз работает над первой книгой из запланированной трилогии о создании Пси–Корпуса (основываясь на моих черновиках). Начаты уже и другие проекты, включая трилогию о крушении Примы Центавра.

15 мая
Очередные известия о планируемом актерском составе "Реки Душ" и "Крестового похода"

Грим Охотника за душами несколько изменится. Сначала Мартину Шину была предложена роль Бриса, ксеноархеолога, но после прочтения сценария он попросил дать ему роль предводителя охотников за душами. Грим будет изменен, чтобы его было легче накладывать, и чтобы зрители смогли узнать лицо Шина. Роль Бриса была отдана Яну Макшейну.

Ричард Биггс (Франклин) появится в "Реке душ" в эпизодической роли. Уэйн Александер (Инквизитор, Лориен) будет исполнять в этом фильме роль "дезинкарнированной души".

Стивен Ферст (Вир) подписал контракт о съемках в "Крестовом походе". Уэйн Александер будет исполнять в сериале роль предводителя дракхов. Тот дракх, который появился в "Каналах связи", был представителем касты воинов дракхов.

13 мая
"Крестовый поход" — фрагменты интервью Стражинского

"В последней половине пятого сезона мы отметим, что дракхи, прислуживавшие Теням и бывшие в некотором роде их союзниками, теперь остались без своих хозяев. В их распоряжении по–прежнему находятся мощные технологии, одни дракхи верят в цели и философию Теней, а другие стремятся к личной власти...

Команда "Экскалибура" получит специальный мандат от Шеридана и право распоряжаться всеми ресурсами Альянса во время своей миссии. Шеридан и Деленн вместе подпишут соглашение.

Центром этого сериала станет звездолет, так что вам необходим капитан. Будет персонаж, связанный с медициной, чтобы справиться с любой возможной болезнью и проанализировать лекарства, что удастся отыскать. Будет "туннельная крыса" — Дурина, член Гильдии Воров. Она — последний уцелевший представитель своей расы, которая была уничтожена дракхами во время проверки некоторых технологий. Будет персонаж из "Межпланетных экспедиций", который неохотно присоединился к команде корабля — теоретически, его знания древних технологий должны помочь им понять, что же они обнаружат. Но реально ему было приказано следующее:

"Все находки, имеющие какую–нибудь ценность, ты передашь нам".

Будет еще несколько персонажей, включая техномага, который почувствует, что происходит с дракхами, и предупредит об этом Шеридана. Но эти действия приведут к тому, что тайное убежище техномагов окажется в опасности, и он будет изгнан. Так что он будет предоставлен самому себе."

Пока нет никаких сведений об актерах. TNT и Warner Brothers заявили, что они "открыты для именитых и безвестных актеров". Стражинский может использовать и старый актерский состав, но пока ничего не решено. Он пытается собрать группу писателей, но окончательных решений пока не принято, а Warner Brothers предоставили ему полную свободу в создании нового образа сериала.

Еще одна новость: теперь в распоряжении съемочной группы есть много новых технологий: для создания инопланетян, осветительных эффектов. и т.п. Они могли использоваться и в "Вавилоне 5", но съемочная группа была вынуждена не делать этого, чтобы сохранить единство стиля сериала (технологии, использованные для дизайна самой станции и кораблей, уже сильно устарели).


Пресс–релиз TNT по "Третьему пространству"

TNT обнаружило проход в забытое измерение в своем оригинальном фильме "Вавилон 5: Третье пространство", премьера которого состоится в воскресенье 18 июля. Звезды сериала Брюс Бокслейтнер (Джон Шеридан), Джерри Дойл (Майкл Гарибальди), Мира Фурлан (Деленн), Ричард Биггс (Стивен Франклин), Стивен Ферст (Вир) и Патрисия Телман (Лита) принимают участие в этом новом фильме по мотивам "Вавилона 5" вместе с Шари Белофонте. Дуглас Неттер и создатель сериала и автор сценария Майкл Стражинский являются исполнительными продюсерами этого двухчасового фильма. Производство Babylonian Productions.

Когда командор Сьюзан Иванова возвращается на Вавилон после выполнения задания, сканнеры ее истребителя фиксируют странные сигналы, приходящие из гиперпространства. Таинственный объект кажется колоссальным; Иванова вместе с эскадрильей "Звездных фурий" углубляется в гиперпространство и обнаруживает древний инопланетный артефакт в виде платформы весьма необычной геометрии.

Капитан Шеридан и доктор Франклин пытаются спасти странный объект. Когда артефакт оказывается вблизи Вавилона 5, "Межпланетные экспедиции" посылают на станцию для изучения находки доктора Элизабет Трент, ксеноархеолога. Напористая и упрямая, доктор Трент немедленно вступает в конфликт с Шериданом.

По мере того как продолжается изучение артефакта, обитателям Вавилона 5, включая и доктора Трент, начинают сниться пугающие сны, в которых возникают образы сюрреалистических вздымающихся построек и массивных кораблей. Сны становятся все более и более тревожными, кажется, что их цель — принудить обитателей станции к чему–то. Неожиданно доктор Трент решает заставить артефакт заработать.

Обитатели станции продолжают видеть тревожные сны, и то здесь, то там среди них возникают яростные стычки. Лита начинает подозревать, что артефакт обладает какими–то телепатическим устройством, которое передает сигнал, привлекающий к нему разумных существ и заставляющий ремонтировать его.

Деленн пытается выяснить происхождение артефакта. Наконец, обнаруживается, что это устройство — проход в иной вид пространства, третье пространство. В этом измерении притаились древние живые существа, что стремятся занять иные миры. Деленн узнает, что устройство было построено расой, слишком далеко зашедшей в своем изучении тайн Вселенной. Эта раса была уничтожена до того, как она сумела отключить устройство, и оно было вытолкнуто в гиперпространство.

Находясь под мощным телепатическим влиянием артефакта, доктор Трент включает устройство, из которого возникают инопланетные корабли, атакующие Вавилон 5. Но это лишь начало — из прохода, открытого артефактом, появляется гигантский десятимильный корабль. Перед лицом угрозы полного уничтожения, Шеридан должен придумать способ уничтожить устройство, пока не стало слишком поздно...


Copyrights © 1998 Beyond Babylon 5