Cover Темное происхождение: рождение Пси-Корпуса
ОглавлениеФакты

Дата выпуска: октябрь 1998 года
Автор: Грегори Киз

В первой книге трилогии рассказывается о появлении на Земле телепатов и о формировании Пси–Корпуса.

На данной странице представлена подборка фактов из первой книги о Пси–Корпусе „Темное происхождение: рождение Пси–Корпуса”. Все сведения, выделенные синим цветом, получены непосредственно из этой книги. Серым цветом выделена информация, которая представляет собой пересказ событий, описанных в книге. Здесь можно найти самые подробные сведения о:

Кроме этого сюда включены два приложения, в которых изложен справочный материал, поясняющий некоторые существенные детали новеллы:

  1. О календаре майя
  2. Шалако и обрядовые танцы


Факты

О персонажах

Сенатор Ли Кроуфорд (Lee Crawford)

Кевин Васит

Манки (Мonkey) — Джек О'Хэннлон (Jack O'Hennlon)

Блад (Blood) — Деза Александер (Desa Alexander)

Нинон Давьон (Ninon Davion)

Наташа Александер (Natasha Alexander)

Фиона Темпл (Fiona Temple)

Мэттью Декстер (Matthew Dexter)

Стивен Кевин Декстер (Альфред Бестер)

Стивен Уолтерс (Stephen Walters)

Элис Кимбрелл (Alice Kimbrell)

Том Нгуйен (Tom Nguyen)

Mercy

Бренна Александер (Brenna Alexander)

Шелл Александер (Shell или Michell Alexander)

Дариа Боден (Daria Beaudain)

Элизабет Робинсон (Elisabeth Robinson)

Витари (Vitari)

Сенатор Ледепа Койя (Ledepa Koya)

Сенатор Владимир Токаш (Tokash)

Сенатор Меньшиков

Сенатор Филип Лей (Philip Lai)

Филлип Стоддард

Расков

Джозеф Тил–Монтойя (Joseph Teal–Montoya)

Клод Хекман (Claude Heckman)

Дженни Винтерс

Другие персонажи


О телепатии

История возникновения телепатов

MRA (Metasensory Regulation Authority)

Пси–Корпус

Подполье

Особенности телепатии

Телепатический наркотик

Тэпград (Teeptown)

Пророчество Катуна (Katun Prophecy)

Центавриане


О Земном Содружестве

IPX (Interplanetory Expeditions)

Земное Содружество

Российский Консорциум

Индонезия

Новая Зеландия

Организация объединенных исламских наций (United Islamic Nations, UIN)

Антарктида

Индия

Луна

Венера


О ворлонцах

Телепаты

Высказывания ворлонца


Приложения

I. О календаре майя

Древние майя изобрели очень точный и сложный календарь. Он был принят другими мезоамериканскими народами, такими как ацтеки и тольтеки, которые оставили неизменным структуру календаря, но пользовались другими названиями дней недели и месяцев.
Календарь майя использовал три параллельные системы датировки: Длинный счет, Цолькин (божественный календарь) и Хааб (гражданский календарь). Только Хааб был связан с длиной года.
Типичная дата календаря майя выглядит так: „12.18.16.2.6, 3 Кими 4 Соц”, где „12.18.16.2.6” — это дата Длинного счета, „3 Кими” — дата Цолькина, „4 Соц” — дата Хааба.

Длинный счет — это смешанное двадцатиричное/восемнадцатиричное представление числа, показывающего число дней с начала эры майя, чем напоминает юлианский календарь. Наименьшая единица — кин (сутки), это — самая младшая составляющая Длинного счета. Справа налево, основные составляющие таковы:
  1. Кин.
  2. Уинал. Равен 20 кинам или 20 дням.
  3. Тун. Равен 18 уиналам или 360 дням, что приблизительно равно 1 году.
  4. Катун. Равен 20 тунам или 7200 дням, что примерно равно 20 годам.
  5. Бактун. Равен 20 катунам или 144 тыс. дней, что приблизительно равно 394 годам.
Кин, тун и катун принимают значения от 0 до 19 (в некоторых источниках кин — от 1 до 20), уинал — от 0 до 17, бактун — от 1 до 13.
У майя были названия для больших отрезков времени, хотя они и не были частью Длинного счета. Иногда приводятся следующие названия, хотя они не являются собственно терминами древнего календаря майя:
Вероятно, алаутун — это самый длинный имеющий название отрезок времени во всех изобретенных человечеством календарях.
Первой датой Длинного счета должно быть „0.0.0.0.0”, но так как бактун (самая старшая составляющая) изменяется от 1 до 13, а не от 0 до 12, то первая дата записывается как „13.0.0.0.0”. Однако в действительности точкой отсчета была явно легендарная дата, обозначавшаяся „0.0.0.0.0 4 Ахау 8 Кумху”. Существуют две основные гипотезы, какой дате по современному грегорианскому календарю она соответствует. По расчетам американского археолога, этнографа и лингвиста, одного из крупнейших исследователей культуры майя, Э. Томпсона, она соответствует 12 августа 3114 года до н. э. По мнению другого исследователя культуры майя — Г. Спиндена, начальная дата соответствует 14 октября 3374 года до н. э., т. е. на 260 лет старше. Долгое время обе даты имели своих приверженцев, но в настоящее время принята синхронизация по Э. Томпсону.
Легендарность исходной даты видна хотя бы в том, что она на три тысячи лет старше по возрасту, чем самая ранняя известная нам дата из истории майя (292 год н. э.), обнаруженная в 1959 году на одной из стел.
Из гипотезы Томпсона следует, что Длинный счет начнется с начала („13.0.0.0.0”) 22 декабря 2012 года.

Дата Цолькина — это комбинация из двух отсчетов: 13–дневных недель и 20–дневных месяцев. В месяце каждый день имел свое название, соответствовавшее числу в младшей составляющей (кинах) Длинного счета:
0. Ахау 5. Чикчан 10. Ок 15. Мен
1. Имиш 6. Кими 11. Чуэн 16. Киб
2. Ик 7. Маник 12. Эб 17. Кабан
3. Акбал 8. Ламат 13. Бен 18. Эцнаб
4. Кан 9. Мулук 14. Хиш 19. Кавак
В некоторых источниках отсчет ведут со дня Имиш, а день Ахау считают не нулевым, а двадцатым днем. На расчеты синхронизации это не влияет, а сказывается только на том, к какому из очередных двадцатидневных месяцев относится дата: к концу предыдущего или началу текущего.
Дни недели обозначались просто номерами от 1 до 13. Таким образом, числа недели и названия дней повторялись в определенной закономерности. С каждым днем этого 260–дневного цикла (13 × 20 дней) были связаны представления об удаче или неудаче, и поэтому он известен как „божественный год”. Правда, из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13–дневной недели была еще 9–дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим владыкой одного из девяти богов подземного царства.
Как уже указывалось, началу отсчета календаря майя в Цолькине соответствовала дата „4 Ахау”. Годы по Цолькину не отсчитывались.

Для повседневных целей майя пользовались гражданским календарем Хааб, в котором год длился 365 дней. Другой отсчет лет, уже упоминавшийся тун продолжительностью в 360 дней, использовался очень ограниченно, только в особых целях, связанных, как правило, с религиозными обрядами. Хааб состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название „дней без имен” (Вайеб). Жрецы знали, что Хааб на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.
Советский ученый Ю. В. Кнорозов, много сделавший для исследования культуры майя и расшифровки их письменности, перевел книгу францисканского монаха, ставшего в 1561 году главой францисканцев в Юкатане и Гватемале, Диего де Ланды (1524–1579) „Сообщения о делах в Юкатане” — основной источник по истории и этнографии майя времен испанского завоевания. В этой книге Ланда приводит следующие названия месяцев и их соответствие юлианскому календарю:
1. Поп 16 июля — 4 августа
2. Во 5 августа — 24 августа
3. Сип 25 августа — 13 сентября
4. Соц 14 сентября — 3 октября
5. Сек 4 октября — 23 октября
6. Шуль 24 октября — 12 ноября
7. Йашкин 13 ноября — 2 декабря
8. Моль 3 декабря — 22 декабря
9. Чен 23 декабря — 11 января
10. Йаш 12 января — 31 января
11. Сак 1 февраля — 20 февраля
12. Кех 21 февраля — 12 марта
13. Мак 13 марта — 1 апреля
14. Кан–кин 2 апреля — 21 апреля
15. Муан 22 апреля — 11 мая
16. Паш 12 мая — 31 мая
17. Кайяб 1 июня — 20 июня
18. Кумху 21 июня — 10 июля
Вайеб 11 июля — 15 июля
Названия месяцев в Хаабе изменялись каждые 20 дней, а не каждый день, как в Цолькине; поэтому день после „4 Соц” будет „5 Соц”, за ним следует „6 Соц” и т. д. до „19 Соц”, после которого идет „0 Сек”.
Номера дней в месяце принимали значения от 0 до 19. Использование нулевого дня месяца в гражданском календаре является уникальной особенностью системы майя. Предполагается, что майя открыли число „ноль” и возможности его применения за столетия до того, как оно было открыто в Европе и Азии.
Дни Вайеб имели очень плохую репутацию и считались неудачными. Они были известны как „дни без названий” или „дни без души”, это были дни молитв и скорби. Очаги были потушены, и люди воздерживались от горячей пищи. Любой рожденный в эти дни был „обречен на несчастную жизнь”.
Как уже указывалось, началу отсчета календаря майя в Хаабе соответствовала дата „8 Кумху”. Годы по Хаабу не считались.

В календаре майя были еще два более крупных цикла: 4–летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, и 52–летний (представлявший собой комбинацию Хааба и Цолькина). Последний состоял из тринадцати 4–летних циклов и охватывал период в 18 980 дней. В нем повторялись не только дни и числа недели, но и числа месяца. В самом деле, период в 18 980 дней содержал 52 Хааба (365 × 52 = 18 980) и в то же время 73 Цолькина (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость и составляла основу гармонии календаря майя.
Каждый новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: Кан, Мулук, Хиш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.
Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13–дневной недели, названия дня, числа в месяце и названия месяца. Например, если дата записала так: „6 Ламат 14 Шуль”, то это значит 6–е число 13–дневной недели, день Ламат, 14–е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.
Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52–летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде „вечного календаря”, получившего название „календарного круга”. Если сегодня, например, день „4 Ахау 8 Кумху”, то следующий такой же день наступит через 18 980 дней, что примерно равно 52 годам. Среди ацтеков конец календарного круга был временем всеобщей паники, так как считалось, что может наступить конец света. Как обычно имеет место в календарях, „особая дата” имеет астрономическую подоплеку: 12 августа („4 Ахау 8 Кумху”) скопление Плеяды заходит вместе с Солнцем. Наблюдая это, ацтеки полагали, что миру предоставлены еще 52 года существования.
Длинный счет применялся преимущественно у древних майя. Но уже в последние века перед испанским завоеванием они перешли к упрощенному „короткому счету”, состоявшему из катунов, т. е. „двадцатилеток”, вернее, из периодов в 7200 дней.
Хотя в году Хааб было только 365 дней, майя знали, что год немного длиннее 365 дней, и в действительности, многие названия месяцев связаны с временами года. Например, Йашкин означает „новое” или „сильное Солнце” и, в начале Длинного счета, 1 Йашкин был днем после зимнего солнцестояния, когда Солнце начинало светить дольше и выше подниматься на небе. Когда был введен Длинный счет, он начался с даты 7.13.0.0.0, и 0 Йашкин соответствовал дню середины зимы, как и в дату 13.0.0.0.0 в 3114 году до н. э. Существующие свидетельства показывают, что майя оценили, что 365–дневный год проходит через все времена года дважды за 7.13.0.0.0 или 1101600 дней.
Можно определить продолжительность года по оценке майя, разделив 1101600 на 365, вычесть 2, и разделить 1101600 на результат, что даст 365,242036 дней — немного точнее 365,2425 дней в григорианском календаре, и всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года. Это соответствует ошибке в одни сутки за 5000 лет.
Эта видимая точность может, однако, быть простым совпадением. Майя оценили, что 365–дневный год проходит через все времена года дважды за 7.13.0.0.0 дней. Эти числа имеют точность 2–3 знака. Предположим, что 7.13.0.0.0 дней соответствуют 2.001 циклам, а не 2 циклам 365–дневного года. Заметили бы майя разницу?


II. Шалако и обрядовые танцы

Шалако в мифологии индейцев пуэбло, зуни, хопи и других относятся к обширной категории духов с общим названием качинос. По своей сути качинос являются духами или, точнее „душами” тех или иных предметов или явлений. Считалось, что существуют качинос любых предметов и проявлений жизни: минералов, растений, животных, звезд, облаков и т. д. В этом отношении они очень напоминают гениев из римской мифологии. Насчитывается почти 300 различных качинос.
По происхождению качинос относят к духам предков. Качинос способствуют плодородию. По представлению хопи, качинос обитают в горах Сан–Франсиско (Аризона, юго–запад США), и дважды в год в результате молитв и жертвоприношений появляются над полями земледельцев.
По преданиям зуни, качинос появились во время миграции племени: при переправе через реку некоторые дети в испуге вырвались из рук матерей, упали, утонули и превратились в духов вод. Однако, проплыв вниз по реке, они основали селение качинос и стали покровителями покинутого племени. В некоторых источниках даже приводится удивительно точная дата этих событий — 1840 год. Этих духов зуни назвали Шалако и считают их посланцами богов.
Качинос изображаются в виде антропоморфных фигур в масках, которые распознают по атрибутам и раскраске, например: качина пчелы изображается с луком и стрелами, стрела символизирует, очевидно, способность пчелы жалить; качина солнца — с еловой ветвью и колокольчиком и т. д.
У каждой качины имеется на спине „табличка влажности”, символизирующая ее способность вызывать дождь. У индейцев существуют особые союзы посвященных в культ качинос, осуществляющие ритуальные пляски, связанные с урожаем.
Зуни представляют Шалако в виде шести похожих на птиц качин гигантского роста. В обрядовых плясках куклы, изображающие их, управляются двумя танцорами в коротких юбках, белых накидках и масках бирюзового цвета с шарообразными глазами и длинными мордами; их венчают перья орла или попугая ара и рога с подвесками из красных перьев, символизирующими лучи заходящего солнца. Маски также носят на шестах, изображая трехметровое существо. Обряд встречи качин Шалако сейчас проводится на 9–й день от зимнего солнцестояния, хотя ранее дату обряда должен был определять жрец солнца. Она выбиралась как можно ближе к зимнему солнцестоянию и полнолунию. В течение последующего года ритуал торжественного прихода и встречи Шалако повторяется неоднократно. Обряд посвящен в первую очередь умершим предкам, это мольба об их возрождении, однако, имеются и выраженные мотивы призыва дождя, т.е. моление о плодородии. Шалако приходят в селение индейцев на закате и уходят в полночь. Поскольку Шалако считаются посланцами богов, их уход символизирует переданную богам молитву о ниспослании дождя, которые должен заполнить реки, ручьи и колодцы до наступления лета. Это одна из немногих церемоний, на которую допускаются неиндейцы.



Ваш вопрос


Дополнительные источники информации:

Последнее обновление: 25 марта 2010 года © 2000–2010, Beyond Babylon 5