Технологии
Индекс
Зоны перехода
Зоны перехода

Зоны перехода, или Вортекс–генераторы — чудесная технология, позволившая преодолеть фундаментальную проблему сверхсветовой скорости и открывшая дорогу межзвездным перелетам. Эти конструкции "пробивают" дыру из "обычного" в гиперпространство. Принципы технологии зон перехода совершенно универсальны, подобно огню, колесу или ядерной энергии. Неизвестные ранее большинству рас, зоны перехода — ворлонское изобретение. Ворлонцы через своих агентов (как часть "научно–просветительской" программы) внедрили в культуры младших рас ряд научных концепций, которые впоследствии привели к открытию гиперпространства и к созданию технологии зон перехода. Хотя базовые концепции остаются неизменными практически по всему освоенному космосу, их воплощение варьируется от расы к расе. Многим расам в нашей части Галактики посчастливилось обнаружить покинутые зоны перехода или корабли, оснащенные гиперпространственным приводом, на внешних границах своих солнечных систем (ярчайшие примеры таких "везунчиков" — минбарцы и центавриане). Люди получили технологию зон перехода от центавриан.

Большинство зон перехода выполнены в виде четырех 11–километровых генераторов; в некоторых зонах используют только три. Эти своеобразные "электроды" свободно перемещаются в пространстве, а их положение контролируется компьютером с помощью нескольких групп ориентационных двигателей. Такая конструкция позволяет "электродам" при необходимости увеличивать и уменьшать зону перехода, сохраняя неизменным их положение относительно друг друга. Поскольку вся мощность ядерных реакторов зоны перехода используется только на ее функции обеспечения доступа в и из гиперпространства, на перезарядку требуется как правило меньше минуты. Как следствие высокой потребляемой мощности, на остановку генератора требуется очень много времени, но еще большее время уходит на его повторный запуск.

По сути, зона перехода есть не что иное, как гиперпространственный привод, положение которого в "обычном" пространстве неизменно и координаты которого известны. И зоны перехода, и гиперпространственные приводы — дорогостоящие и весьма массивные сооружения. Их высокая стоимость обусловлена высокой стоимостью материалов, использующихся в их конструкции, а большая масса — огромными объемами потребляемой энергии.

Элемент квантий–40 — один из таких дорогостоящих, но жизненно важных компонентов зон перехода. Квантий–40 в природе обычно встречается вместе с деридием, который гораздо легче обнаружить при исследовании планет, чем сам квантий–40. Элемент встречается очень редко, добыча обходится исключительно дорого, а потому дорог и сам квантий. Квантий–40 весьма радиоактивен (излучение всего двух граммов в радиусе 5 метров смертельно для человека) и имеет очень необычную природную квазикристаллическую структуру. Для квантия–40 характерна крайняя нестабильность: малейшая ошибка при обращении с ним приводит к неуправляемой цепной реакции распада, которая может закончится даже взрывом. В 2258 году Земное Содружество столкнулось с серьезной нехваткой этого элемента и вынуждено было покупать права на его разработку у ряда инопланетных правительств. Нитрат деридия — широко распространенное взрывчатое вещество (в него в процессе изготовления добавляются особые химические "метки", с помощью которых можно проследить происхождение взрывчатки).

Массивность зон перехода и гиперпространственных приводов обусловлена необходимыми для их функционирования громадными энергозатратами и, следовательно, соответствующими источниками энергии. Пробивание дыры в структуре пространства–времени — не самое легкое дело и даже при наличии необходимых технологий на формирование точки перехода и сохранение ее в течении достаточно длительного промежутка времени (чтобы корабль успел проследовать через нее) требуется огромный запас энергии. Большинству кораблей требуется от 5 до 20 минут на перезарядку их гиперпространственных приводов.

Зоной перехода может воспользоваться любой корабль, знающий код доступа (который может меняться, и обычно меняется, во время боевых действий). Счет за использование зоны выставляется судну автоматически. При этом оплата взимается за использование зоны для входа в гиперпространство, но использование зоны для выхода никак не лимитируется, поскольку подобные ограничения могут привести к гибели терпящего бедствие судна. Деньги выплачиваются правительству, установившему и обслуживающему эту дорогостоящую систему. Средства списываются со счетов того государства, в котором зарегистрировано судно. Если оно находится в частном владении, то пошлину необходимо заплатить по прибытии на территорию государства–владельца зоны перехода: в планетарном космопорте или на орбитальной станции. Пытаться приземлиться где–нибудь вне этих заранее указанных районов и избежать таким образом сбора налога — плохая мысль; экипаж корабля арестовывается, а само судно — конфискуется. Предприятия–судовладельцы закупают права на использование зон перехода оптом, устанавливают маршруты следования своих кораблей, а затем продают излишки "прав пользования" на открытом рынке. Они хранят расписания и маршруты полетов своих кораблей в секрете для защиты от пиратов.

Войдя в гиперпространство, корабль держит курс на узконаправленный курсовой сигнал зоны перехода, находящийся в пункте назначения (иначе этот сигнал называется приводным маяком, а пара приводных маяков, обменивающихся приводными сигналами — сигнальной парой). Не все зоны перехода находятся в прямой видимости друг друга. Однако, чтобы достигнуть нужного места вовсе необязательно непрерывно совершать переходы между "обычным" и гиперпространством. Можно двигаться "по лучу", или гиперпространственным трассам, передвигаясь от зоны к зоне вплоть до нужного места. Помимо узконаправленных сигналов, образующих гиперпространственные трассы, каждая зона перехода оборудована так называемым "местным маяком", сигнал которого можно уловить на расстоянии до нескольких тысяч километров. Он передает координаты зоны в трехмерном пространстве и является своеобразной страховкой для кораблей, которые могут потерять ориентацию в гиперпространстве. Демпфирующие поля несколько уменьшают ускорение, которое приобретают суда в результате толчка на входе и выходе из точек перехода, но корабли по соображениям безопасности должны еще снизить скорость перед стыковкой в порту назначения.

Для передач сигналов в гиперпространстве на большие расстояния (а именно это, по сути, означает организацию гиперпространственной трассы) используются сигнальные пары. Маяки сигнальных пар — приемопередатчики, связанные через гиперпространство узконаправленным потоками тахионного излучения. После входа в гиперпространство корабль просто находит сигнал от маяка, который находится в пункте назначения, и двигается вдоль этого луча, играющего роль нити Ариадны в лабиринте гиперпространства. Чтобы обеспечить устойчивость гиперпространственной трассы, маяки ведут непрерывный обмен сигналами, так что для достижения нужной зоны перехода кораблю вполне достаточно "слышать" по одному маяку с обоих концов трассы.

Современные зоны перехода ограничены в количестве одновременно работающих приводных маяков, поскольку их сигналы из–за возрастающей интерференции искажаются. В каждой зоне перехода действует не более 4–5 курсовых маяков. Как следствие, в одной системе может потребоваться несколько зон перехода. Чтобы преодолеть проблему с перекрывающими друг друга маяками, дополнительные зоны перехода должны располагаться на некотором расстоянии друг от друга, что вынуждает корабли совершать перелеты от зоны к зоне в "обычном" пространстве продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней.

В карту полета вносятся все маяки зон перехода, через которые корабль должен проследовать. По достижении некоторых контрольных пунктов, корабль выходит из гиперпространства и посылает своему диспетчеру тахионное сообщение, что соответствующий пункт перелета достигнут и корабль продолжает маршрут, после чего, если необходимо, совершается очередной прыжок. В принципе, как уже указывалось, технически в этом нет необходимости, но такая процедура, во–первых, может понадобиться, если между пунктами старта и финиша нет непрерывной цепочки зон перехода, а во–вторых, это требуется для обеспечения большей безопасности перелетов по длинным маршрутам.

Возможность ориентации в гиперпространстве (по крайней мере для подавляющего большинства известных рас) обеспечивается практически исключительно системой гиперпространственных трасс, которую создает сеть навигационных маяков и зон перехода. Сама эта сеть начала формироваться очень давно. Есть сведения, что возраст некоторых ее узлов превышает 7 тысяч лет, таким образом, создание этой сети началось по крайней мере еще за 5 тысяч лет до н.э. Более точные данные о том, кто и когда начал строительство системы зон перехода, отсутствуют. Во всяком случае, все Младшие расы, выйдя в космос, застали там уже обширную и активно используемую сеть. По мере развития государств в Галактике и расширения их владений, сеть гиперпространственных трасс также расширяется и усложняется, ее непрерывно надстраивают все расы, ведущие разведку и освоение Галактики.

Обнаружить корабль, готовящийся к выходу из гиперпространства, земные технологии позволяют только незадолго до самого перехода. Хотя за несколько минут до открытия точки перехода корабль обычно передает свой опознавательный код, гораздо больше информации о корабле можно получить непосредственно в момент выхода (например: габариты, масса, тоннаж и т.п.). Подробнее об этой проблеме см. "Гиперпространство".

Большинство крупных кораблей, таких как крейсеры или корабли–исследователи, оборудованы своим собственным гиперпространственным приводом. Во избежание серьезных повреждений, они должны формировать точки перехода на некотором расстоянии от себя. Точки перехода могут использоваться как оружие, но такое удается в исключительных случаях. Согласно военным уставам, при отступлении точка перехода формируется позади корабля. Лучше получить несколько попаданий в кормовые секции, нежели вовсе лишиться возможности удрать.

В ходе Минбарской Войны, военные Земного Содружества экспериментировали с применением технологий зон перехода в качестве оружия. Один такой эксперимент заключался в создании точки перехода внутри уже активной зоны перехода. Этот маневр прозвали "маневром дурака", [bonehead — непереводимая игра слов: по–английски это выражение означает "дурак, тупица", но одновременно его можно перевести как "костяная голова" — намек на костный гребень у минбарцев] поскольку ни один земной корабль не успевал покинуть район мощнейшего энергетического всплеска, буквально распылявшего все, что оказывалось рядом и даже на значительном удалении от разрушившейся зоны перехода.

Технология гиперпространственных перелетов не ограничивается, однако, исключительно Вортекс–генераторами. Известны еще по крайней мере два варианта систем для сообщения с гиперпространством: Теней и Странников с Сигмы–957. Об устройстве их гиперпространственных приводов ничего не известно и мнение, что они не использовали Вортекс–генератор, базируется на отсутствии характерных для него визуальных эффектов, в частности, всем известных желто–голубых воронок (но внешне действие гиперпривода Странников отчасти их напоминает). Таким образом, хотя Вортекс–генератор ворлонцев и стал эталоном для Младших, он не является единственно возможным вариантом, и даже более того: возможно, это не самая удачная конструкция гиперпространственного привода.

См. также:

Babylon 5, characters, names, and all related indicia are trademarks of Time Warner Entertainment Co., LP.
© 1996 Time Warner Entertainment Co.
Original text © 1997 iNFiNiCorp Transgalactic/Christopher Russo.
Portions from "The Official Guide to J. Michael Strazynski's Babylon 5" © 1997 Sierra On–Line.
Русский текст, дизайн и оформление © 1997–2006 Beyond Babylon 5.