Галактические организации
Индекс
Католицизм:
Цистерцианский орден

Католицизм:
Цистерцианский орден

Библия говорит, что самая малая птаха не упадет без того, чтобы Господь видел это. Но как же тогда все эти расы, на столь отдаленных мирах, неужели Он отказался бы от них? Или явил себя им каким–то иным путем? Господь выступает под многими именами. Возможно, некоторые звучат чуждо, выглядят иначе, но все они описывают одного Создателя. Мы пришли сюда выучить все эти имена в надежде, что сумеем понять Единственного, кто стоит за всеми ними.
Брат Тео, 2260 год

Цистерцианцы — римско–католический монашеский орден, основан в 1098 г. в Кото (или Сито, от лат. Cistercium, совр. округ Дижона, Франция) группой монахов–бенедиктинцев из Молезмского аббатства во главе с св. Робертом Молезмским. Их также называли Белыми Монахами за их белые или серые рясы под черными наплечниками. Цистерцианцы стремились создать общину, живущую по строгой версии монашеского устава, который ввел в 540 г. для своих братьев св. Бенедикт Нурсийский. Хотя св. Роберт высочайшим повелением был возвращен в Молезм в 1099 г., его последователь в Кото, св. Альберик, возглавил орден с одобрения папы римского Паскаля II в 1100 г. Третьему настоятелю, св. Стефану Англичанину приписывают авторство Хартии Милосердия, ставшей главным законом Цистерцианского ордена.

К 1112 году орден оказался на грани краха и распада, однако его спас св. Бернард (Бернар) Клервоский. В 1113 году он стал послушником монастыря в Кото; а в 1115 г. основал аббатство Клерво на землях, дарованных ордену Гуго, графом Шампанским. Бернарду, ставшему в конце концов влиятельнейшим духовным лидером своего времени, принадлежит основная заслуга в стремительном росте ордена. К 1153 г. насчитывалось уже более 300 цистерцианских монастырей, 69 из которых были основаны лично св. Бернардом. К концу Средневековья таких монастырей было уже более 700; орден распространил свое влияние практически на всю Европу, Британию и Ближний Восток.

Став влиятельным и процветающим, орден поставил перед собой новые цели. В угоду новым планам цистерцианцы исключили некоторые заповеди аскетизма из своего основного закона. В XII столетии, Золотом Веке ордена, цистерцианцы стали влиятельнейшим орденом в римско–католической церкви. Они имели больше епархий и духовных миссий, чем было у бенедиктинцев в XI веке, и вскоре сменили последних в римской курии, сосредоточии власти в римско–католической церкви. Они также играли немалую роль в экономической жизни средневековой Европы, занимаясь производством и торговлей зерном и шерстью, а также разрабатывали методы возделывания ранее пустовавших земель. Им приписывают распространение по всей Европе готического архитектурного стиля. Они придавали большое значение сохранению знаний, собирая и копируя манускрипты в своих библиотеках.

Начавшийся после XIII века общий упадок ордена привел к подъему в среде цистерцианцев нескольких реформистских движений. Наибольшую известность получила образовавшаяся в XVII веке группа из монастыря ла Траппе. Называемая в обиходе траппистами, эта группа отделилась, образовав отдельный орден — Цистерцианский Строгого Устава. Прежний орден был назван Цистерцианским Общего Устава.

В 1662 г. Арман Жан ле Бутилльер де Рансэ, дворянин и настоятель цистерцианского монастыря Нотр Дам де ла Траппе (Франция) ввел у себя в аббатстве некоторые дополнительные ограничения и реформировал монастырский устав в сторону его ужесточения. Введенные де Рансэ законы распространились так широко, что приверженцев этого Строгого Устава стали называть траппистами. В 1892 году, при папе римском Лионе XIII, все цистерцианские монастыри, принявшие траппистский устав, были объединены и выделены в независимый орден; в 1902 г. орден получил название Реформированного Цистерцианского или Цистерцианского ордена Строгого Устава, под каковым названием он известен и поныне. После Второго Ватиканского Собора некоторым траппистским монастырям было позволено несколько ослабить строгость своего устава.

Те траппистские монастыри, где придерживаются традиционного устава, считаются монастырями с самими суровыми порядками во всей римско–католической церкви. Ежедневная жизнь посвящена молитве, чтению и ручному труду. Монахи едят, спят, молятся и работают в абсолютном молчании; им запрещено употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца. Основатель ордена де Рансэ запрещал интеллектуальный труд, но современные трапписты поощряют образованность. К началу 1980–х годов в мире насчитывалось более 60 траппистских монастырей, в которых проживало около 3000 монахов. Последователей Строго Устава иногда называют траппистинцами.

В 2260 году группа траппистов, ведомая братом Теодором Анкизесом, оставила свой дом в Нью–Мэллори и получила вид на жительство на Вавилоне 5. Они обосновались на станции, чтобы учить, учиться и открыть все имена Единого Создателя. Учитывая большой поток инопланетян, транзитом проезжающих через Вавилон 5, они сочли, что смогут справиться со своей задачей за четыре–пять десятилетий, тогда как путешествия от мира к миру могли потребовать столетий. В оплату постоянного места жительства на станции трапписты предложили свои услуги — среди членов их группы были видные эксперты в компьютерных исследованиях, биогенетике, физике, химии, инженерии и других областях. Один из этой группы, известный как брат Эдвард, был подвергнут стиранию личности. Убитый жертвами своей предыдущей личности, он был заменен главарем своих мучителей (также приговоренным к стиранию личности).

ПРИМЕЧАНИЯ История Цистерцианского ордена, особенно периода основания, тесно переплетается с историей другого католического ордена — Тамплиерского (или ордена Храма). Подробнее см., например, „Священную загадку” М. Байджента, Р. Лея и Г. Линкольна.

Цистерцианцы впервые появляются в эпизоде „Убеждения”.

См. также:

Babylon 5, characters, names, and all related indicia are trademarks of Time Warner Entertainment Co., LP.
© 1996 Time Warner Entertainment Co.
Original text © 1997 iNFiNiCorp Transgalactic/Christopher Russo.
Русский текст, дизайн и оформление © 1997–2006 Beyond Babylon 5.